СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для эксперта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для эксперта, участвующего в проведении итогового устного собеседования ппорусскому языку в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Памятка для эксперта»

Памятка для эксперта

по проведению итогового устного собеседования

по русскому языку выпускников основной школы

Экзаменатором-экспертом может быть только учитель русского языка и литературы школы или привлеченный учитель русского языка и литературы из другой образовательной организации в случае, если количество участников итогового сочинения достаточно значительно (90-120 учеников и выше).

Экзаменатор-эксперт оценивает ответ ученика непосредственно в аудитории в реальном времени, а не после ответа ученика, по принципу «здесь и сейчас» без учета его предыдущих достижений. Экзаменатор-эксперт не может вмешиваться в беседу ученика и экзаменатора-собеседника ни с дополнительными вопросами, ни с исправлениями ошибок ученика.

Эксперт совместно с экзаменатором-собеседником предварительно знакомится с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками.

Эксперт получает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования (по количеству участников).

Эксперт, оценивающий качество речи участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования следующие сведения:

ФИО участника; класс; номер кабинета; номер варианта; баллы по каждому критерию оценивания; общее количество баллов; метку зачет/незачет; ФИО, подпись и дату проверки.

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий. Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом. Задания, предлагаемые на итоговом собеседовании по русскому языку, различны по способам предъявления языкового материала.




Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля о выдающихся людях России. Объем текста – 170-180 слов. Контролируются навыки осмысленного чтения, проверяется понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе, соответствии интонации знакам препинания, соблюдении орфоэпических и грамматических норм и т. д., а также проверяется чтение графических символов (например, ударения), склонение сложных грамматических форм (например, числительных) и т. д.

Задание 2 – подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Высказывание должно быть введено любым способом цитирования. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Испытуемый во время пересказа не может подглядывать в сам текст, но имеет право зачитывать высказывание. При этом жестких требований к объему пересказанного текста не предъявляется при сохранении всех микротем.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание создается с опорой на вербальную и визуальную информацию. Участнику предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту и интересам школьников, посвящены школе, семье, увлечениям подростков. Объем монологического высказывания должен быть не менее 10 предложений. Если монолог ученика включал меньше 10 предложений, то высказывание оценивается по М-1 в 0 баллов, а монолог все равно оценивается по другим критериям – М-2 и М-3. В критерии оценивания монологического высказывания включен критерий «учет условий речевой ситуации», то есть подразумевается, что ученик понимает, что он находится в официальной обстановке, проводит беседу с учителем-экзаменатором, сдает экзамен в форме устного собеседования, отбирая при этом определенное содержание и выбирая для его передачи адекватные речевые средства. Ученик может не использовать наводящие вопросы под визуальной информацией и выбрать свою логику высказывания, на количестве баллов это не должно отражаться. Зачитывать вопросы в высказывании не нужно, они являются стимулирующим материалом.

Задание 4 – участие в диалоге. По окончании монологического высказывания экзаменатор-собеседник задает три вопроса, которые даны в карточке собеседника. Вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи испытуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. Диалог оценивается в целом по всем вопросам. Экзаменатор-собеседник вправе менять вопросы с целью создания живой непринужденной беседы.

Распределение заданий работы по уровням сложности



Задание

Уровень сложности

Максимальный первичный балл

Процент максимального

первичного балла за задания

данного уровня сложности от

максимального первичного балла

за всю работу, равного 19 баллам

Задание 1

Базовый

2

10,5

Задание 2

Базовый

4

21

Задание 3

Базовый

3

16

Задание 4

Базовый

2

10,5

Соблюдение норм современного русского литературного языка

8

42


Итого

19

100




Для оценивания ответов учеников эксперт выставляет баллы по следующим критериям, каждый из которых оценивается в 1 балл.



Критерий

Краткое название

Балл

Критерии оценивания чтения вслух




Интонация

ИЧ



Темп чтения

ТЧ



Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания




Сохранение при пересказе микротем текста

П1



Соблюдение фактологической точности при пересказе

П2



Работа с высказыванием

П3



Способы цитирования

П4



Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2




Соблюдение грамматических норм

Г



Соблюдение орфоэпических норм

О



Соблюдение речевых норм

Р



Искажения слов

Иск



Критерии оценивания монологического высказывания




Выполнение коммуникативной задачи

М1



Учёт условий речевой ситуации

М2



Речевое оформление монологического высказывания

М3



Критерии оценивания диалога




Оценивание диалога

Д1



Учёт условий речевой ситуации

Д2



Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4




Соблюдение грамматических норм

Г



Соблюдение орфоэпических норм

О



Соблюдение речевых норм

Р



Речевое оформление

РО



Итого:






Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.




За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла.

Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.

За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла.

Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1и 2) – 10.

Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2.

Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19.

Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Критерии оценивания выполнения заданий

Задание 1. Чтение текста вслух



Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация


ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста

0


Темп чтения



ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0


Максимальное количество баллов

2




Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания



Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

Баллы

П 1

Сохранение при пересказе микротем теста


Все основные микротемы исходного текста сохранены

1


Упущена или добавлена одна микротема или более

0


П 2

Соблюдение фактологической точности при пересказе


Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет

1


Допущены фактические ошибки (одна и более)

0


П 3

Работа с высказыванием


Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1


Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично,

или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0


П 4

Способы цитирования


Ошибок нет

1


Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0


Максимальное количество баллов

4




Критерии оценивания правильности речи

за выполнение заданий 1 и 2 (Р 1)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

1


Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0


О

Соблюдение орфоэпических норм


Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1


Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

0


Р

Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет,

или допущено не более трёх речевых ошибок

1


Допущены речевые ошибки четыре и более

0


Иск.

Искажения слов


Искажений слов нет

1


Допущены искажения слов (одно и более)

0


Максимальное количество баллов

4




Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) - 10.

Задание 3. Монологическое высказывание



Критерии оценивания монологического

высказывания (М)

Баллы

Выполнение коммуникативной задачи



М 1

Участник справился с коммуникативной задачей.

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Фактические ошибки отсутствуют

1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но допустил фактические ошибки,

и/или привёл менее 10  фраз по теме высказывания

0


М2

Учёт условий речевой ситуации


Учтены условия речевой ситуации

1


Условия речевой ситуации не учтены

0


М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)


Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1


Высказывание нелогично, изложение непоследовательно.

Присутствуют логические ошибки (одна или более)

0


Максимальное количество баллов

------

3





Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.



Критерии оценивания диалога (Д)

Баллы

Д 1

Участник справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы в диалоге

1

Ответы на вопросы не даны

или даны односложные ответы

0


Д 2

Учёт условий речевой ситуации


Учтены условия речевой ситуации

1


Условия речевой ситуации не учтены

0


Максимальное количество баллов

2




Критерии оценивания правильности речи за

выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

1


Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0


О

Соблюдение орфоэпических норм


Орфоэпических ошибок нет,

или допущено не более двух орфоэпических ошибок

1


Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

0


Р

Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет,

или допущено не более трёх речевых ошибок

1


Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0


РО

Речевое оформление


Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются

разнообразные синтаксические конструкции

1


Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,

и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0


Максимальное количество баллов

4




Максимальное количество баллов за монолог и диалог - 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы - 19.

Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

После окончания собеседования или в процессе собеседования экзаменатор-эксперт вносит баллы по результатам собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!