СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для педагога «Периоды детского рисунка как процесса»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для педагога «Периоды детского рисунка как процесса» создана для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагога «Периоды детского рисунка как процесса»»











Памятка для педагога «Периоды детского рисунка как процесса»














Доизобразительный период (период каракуль) –

до 3-4 лет


Хаотические каракули


На этапе выполнения хаотических каракулей результат зависит от произвольных «циркульных» движений всей руки по горизонтали или вертикали, ребенок не только не управляет движением, но часто даже не видит изображения. Его привлекает само движение и ощущения, связанные с ним. Чирканье, шорох, скрип, стук карандаша по бумаге порождает наслаждение, доставляет удовольствие и мускульные усилия в процессе рисования, и тактильные ощущения от карандаша. Сенсорная и моторная стимуляция обеспечивает желание рисовать всякий раз, когда художественный материал попадает в руку. Рисуя, ребенок действует, а, действуя, он познает окружающую среду. Постепенно, когда крупные мышцы руки становятся более умелыми, начинают развиваться средние мышцы – мышцы предплечья. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными.















Ритмические каракули


Ритмические каракули выглядят как ломаные линии, состоящие из коротких штрихов. Ребенок способен остановить движение карандаша и поменять направление. Работающие мышцы предплечья позволяют уменьшить амплитуду движения карандаша, движения становятся более плавными, экономичными, ритмичными. Ритмичные движения приносят удовольствие, как движения в прыжках, танце, как мерное звучание слов в стишках. Ритм движений руки в свою очередь задан, по-видимому, сердцем, темпом его биений. Здесь рисунок все еще подчинен физиологии, но этап ритмических каракулей много значит для ребенка – впервые пробуждаются ощущения слаженности, совершенства. Постепенно сознание и память крепнут, а рука все больше подчиняется воле рисующего. Теперь можно нарисовать линию почти такую, какую захочешь, какую предвидишь. Благодаря этапу ритмических каракулей готовится почва для проявления важного свойства человеческого сознания – воображения.

















Ассоциативные каракули


Ассоциативные каракули от предыдущих – ритмических – внешне ничем не отличаются. Новое - только в отношении к ним ребенка. Впервые рисунок выполняется по замыслу, замысел случаен, мимолетен, возникает и исчезает, но это приближает ребенка к изображению, к творчеству.











Период схемы (изобразительный период) –

от 3-х до 7-и лет


Этап «головоног»


Одной из самых первых форм в рисунке ребенка оказываемся круг. У ребенка нет никаких заранее обусловленных правил, и упрощение у него возникает стихийно, неосознанно.

Самые маленькие, упрощая рисунок, отбрасывают многие части изображаемого предмета: у человека только голова да тонкие ноги, растущие прямо из головы. Такое изображение прозвали «головоногом».
























Этап детализации изображения


Рисунок обогащается новыми деталями. В голове приходится разместить глаза, и нос, и рот, а еще и брови – поэтому голова велика, как чан. Глаза располагаются высоко во лбу, поэтому у человечка глуповатый вид. Сначала глаза обозначаются только двумя точками или черточками, потом Ани широко раскрываются и окаймляются ресницами. По сторонам лица вырастают уши. Рот до ушей, чаще всего в веселой ухмылке, иногда видны зубы. Кисти рук и стопы кукольно малы, локтей и колен нет. Иногда руки сгибаются дугой, словно они без костей, но чаще руки раскинуты в стороны или прижаты к бокам. Масса тела, сначала эфемерная, постепенно полнеет, руки и ноги обретают толщину. Рисунок на этапе детализации - это изображение отдельного предмета или объекта, расположенного в анфас, чтобы можно было наилучшим образом рассмотреть его.



















Этап передачи движения


Этап передачи д в и ж е н и я начинается незначительным как будто изменением в рисунке – поворотом фигуры в профиль – на самом деле означает важную ступень в детском рисовании, скачок в новое качество: поворот этот позволяет организовать в рисунке действие, показать сюжетные связи. Вначале на прямостоящем туловище с широко расставленными ногами голова поворачивается в профиль, но у повернутой головы глаз сохраняет фронтальное положение, продолжает смотреть на нас. Затем туловище поворачивается в сторону движения, только как бы нехотя, оставаясь симметричным, «горбатым» как спереди, так и сзади. Движение человека дается ребенку с трудом. Со временем, рисунки становятся более качественными, но движение рук и ног - так называемое «безсуставное». Приподнятые в движении руки или ноги похожи на шлагбаум, как будто ребенку важно передать положение в пространстве, но он выпускает из виду, что изменение положения рук или ног в пространстве связано с суставами – локтевым, коленным.
















Этап передачи пространства


Этап передачи п р о с т р а н с т в а в рисунке наступает тогда, когда ребенок не может без этого обойтись, когда место действия играет не меньшую роль, чем сам персонаж. Например, сюжет повествует о полете на Луну, в этом случае прилунение невозможно показать без изображения лунной поверхности. Впервые нарисовав опору, земную поверхность, ребенок уже не откажется от приобретенного умения. В следующих рисунках ребенок будет и дальше изображать место действия. Узкая полоса земли или пола, на которую опираются все изображенные предметы (расположенные в ряд), помещается вдоль нижнего края рисунка. Вверху такая же полоска – небо. Свободное пространство между ними, по представлению детей – воздух. В нем, пониже неба, могут плавать облака, летать птицы и самолеты, сиять солнце. Рисунок приобретает вид вертикального разреза реального пространства.


















Этап «художественность»


Этап х у д о ж е с т в е н н о с т и в изображении, но он проявляется не у всех детей. Параллельно с сюжетными рисунками вдруг появляются декоративные изображения – красочно и тщательно выполненные во весь лист узоры. Часто дети даже не могут обозначить словами, что нарисовано. Некоторые говорят, что нарисовали «красоту». Но красота – понятие не материальное, а эстетическое, это категория искусства.



























Этап передачи движения


Этап передачи движения связан с дальнейшим совершенствованием изображения наивно-суставного движения конечностей человека: пропорции значительно улучшаются (руки теперь меньше ног по размеру, кисти рук также уменьшены и т.д.). Кроме того, ребенок понимает, видит и пытается изобразить отличные от человеческих движения животных, даже такие сложные, как прыжок тигра, бег лошади.








Период смешанной схемы – от 7 до 10-11 лет


Этап передачи пространства


Этап передачи пространства насыщен поиском и экспериментом, ребенок не ограничивается найденным ранее приемом - фризовой композицией, когда действие разворачивалось вдоль нижнего края листа, ему этого мало. Теперь ребенок пытается направить движение вглубь листа. Не зная законов перспективы, очень трудно изобразить третье измерение, но ребенок ищет и находит оригинальное решение, проходя при этом трудный путь, пытаясь по-разному решить проблему. Вначале он пытается совместить взгляд одновременно как бы с двух точек зрения: спереди - на предметы, стоящие на земле, и сверху вниз, как смотрят птицы, на землю и все лежащее на ней. Полоса земли становится все более широкой, постепенно занимает почти весь лист бумаги. Небо, если оно есть, узкой полоской завершает рисунок. Такой рисунок напоминает топографический план местности, этап «художественность».