-Поощряйте речевую активность и реакцию ребёнка в любом случае: как с правильным, так и неправильным звуковым оформлением. Пусть первые его ответы – всего лишь непонятные, разрозненные слова, они дают возможность ребёнку общаться речевыми средствами.
Рекомендации по организации общения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой сферы (РАС)
-Для установления контакта следует использовать «приманку» к занятию – предмет, обладающий для ребёнка высокой привлекательностью.
-Нужно ослаблять фиксацию внимания ребёнка на момент общения. Действия педагога, инструкции осуществляются как бы между прочим, нечаянно. Педагог должен комментировать все свои действия и оречевлять действия ребёнка.
-На первых порах ребёнок должен получать языковые шаблоны (штампы). Усвоенные речевые формы нужно обязательно закреплять.
-Следует использовать ритмически организованную речь, виды занятий с использованием ритма (например, отхлопывание слова).
-Полезно использовать жесты, обозначающие звуки речи (элементы фонетической ритмики), пропевать звуки.
-Важно учитывать интересы ребёнка.
-В процессе диалога на занятии в качестве ответа можно предложить ребёнку использовать фотографии, картинку, печатание ответа, рисунок.
МАОУ «СОШ№2»
ПАМЯТКА
Общие рекомендации
учителя-дефектолога для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях ОУ
г. Мегион, 2023г.
Рекомендации по организации общения с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью
Дети с ЗПР воспринимают новую информацию дольше, чем другие. Поэтому нужно создавать определённые педагогические условия:
-сложную информацию нужно разбить на части;
-излагая новый материал, следует рассказывать всё по «шагам». Если нужно, используйте иллюстрации. Будьте готовы повторить несколько раз;
-при развитии произвольного внимания необходимо широко использовать приёмы его активизации (сюрпризные моменты, разные игровые приёмы);
-при предъявлении нового задания попросите ребёнка повторить инструкцию. Следует похвалить его, если ответил правильно;
-нужно помнить о замедленности восприятия ребёнка, дать ему время для обдумывания, рассматривания картинки. Однако следует активизировать ребёнка (например, вместе рассматривать изображение);
-важно учить ребёнка ориентироваться в пространстве, в книге (давай вместе смотреть сверху вниз, слева направо читать);
-внимание ребёнка с ЗПР нарушено, поэтому нужно учить ребёнка распределять внимание («Слушай, а теперь пиши. Прочитай, а теперь ответь»);
-нужно вовлекать ребёнка с ЗПР в постепенное общение со сверстниками, коллективные мероприятия.
Рекомендации по организации общения ребёнка с нарушением речи
-Развитие речи во многом зависит от того, насколько ребёнок вас понимает. Проверьте, пожалуйста, ясны ли ему Ваши инструкции.
-Для «погружения» ребёнка в процесс восприятия, понимания речи и формирования собственной речи во время проведения занятий важно научит его концентрировать внимание.
Нужно, чтобы он видел лицо педагога (глаза, губы). С этой целью можно использовать инструкции: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».
-Продумайте серию вопросов с выделенной эмоционально-окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает два варианта ответов – «да», «нет», затем вопросы усложняются и даются в виде тестов.
-Используйте физкультминутки для развития речевого дыхания, мелкой моторики (пальчиковые игры).
-Применяйте метод сопряжённой речи – вместе с педагогом ребёнок произносит слог, слово и т.д.
-Уделяйте внимание использованию невербальных средств общения: жестов, мимики, интонации, ведь замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться и в то же время о несформированности порождения речи. Поэтому нужно использовать пиктограммы, символы, которые помогут осуществить высказывание ребёнка. Символы можно придумать свои.