Просмотр содержимого документа
«Памятка на тему: "Рекомендации учителю при работе с детьми с нарушениями речи"»
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Речь – очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени о трицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.
У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем:
- бедный запас сведений об окружающем;
-замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;
- замедленное формирование счетных операций;
- неспособность к пересказу прочитанного.
У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям. Т. о., они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.
Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.
Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной тормозимостью при предъявлении речевых заданий.
Рекомендации:
Использовать на уроках речевые разминки:
для уроков русского языка: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов;
д
ля уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т. д.
Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.
Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Педагог должен включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащихся с ТНР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.