Памятка № 1. Заглавная буква в начале предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится . или ! или ? Работа над ошибками Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши свое предложение. Подчеркни ошибку. Памятка № 2. Пропуск буквы. Когда пишешь, проговаривай! Работа над ошибками Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Памятка № 3. Слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Работа над ошибками Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Памятка № 4. Перенос слова. Слова переносим по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку. Работа над ошибками Раздели слово для переноса. Памятка № 5. Заглавная буква в именах собственных. Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы. Работа над ошибками Выпиши слово и придумай еще 2 слова на эту орфограмму. Памятка № 12. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением. ( а, о, и, е, я ) Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Работа над ошибками : Выпиши слово правильно, поставь ударение, обозначь безударную. Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение. Например: волна – волны. Памятка № 13. Разделительный мягкий знак. Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Работа над ошибками : Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Памятка № 14. Правописание предлогов. Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. Работа над ошибками: Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Например: у берега, у крутого берега. Памятка № 15. Двойные согласные в слове. ( нн, сс, мм, жж и др.) При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится. Работа над ошибками: Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило. Перенеси слово правильно. Вспомни правило переноса. Памятка № 16. Ошибка при выполнении задания. Работа над ошибками: Выпиши и выполни задание правильно. Памятка № 22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих Запомни: женский род – ь мужской род --- Работа над ошибками: Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Памятка № 23. Однородные члены предложения. Работа над ошибками: Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Памятка № 24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. –ы,-и Т.п. –ом,-ем Р.п. ,Д.п., П.п. –и Д.п и П.п. –е П.п. –е Т.п. –ю Работа над ошибками: Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание, проверь его по таблице или словом-помощником. Памятка № 25. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Работа над ошибками: Выпиши прил. вместе с сущ., к которому оно относится. Поставь вопрос. Определи род, число и падеж прил. по сущ. Н-р: к лесу (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч., Д.п. | Памятка № 6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков. Работа над ошибками Выпиши слово. Подчеркни ь и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Памятка № 7. Гласные после шипящих. Жи-ши пиши с буквой и. Ча-ща пиши с буквой а. Чу-щу пиши с буквой у. Работа над ошибками Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.
Памятка № 8. Сочетания ЧК , ЧН , НЩ , ЩН , ЧТ. Сочетания чк, чн, щн, нщ, чт пишутся без мягкого знака. Работа над ошибками Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Памятка № 9. Ударение. Работа над ошибками Выпиши слова. Поставь в них ударение правильно.
Памятка № 10. Словарное слово. Слова с непроверяемым написанием надо запомнить. Работа над ошибками Напиши это слово 3 раза, обозначь ударение и безударную гласную. Запомни, как пишется слово.
Памятка № 11._Парные звонкие и глухие согласные ( на конце слова, перед глухим согласным). Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н]. Работа над ошибками: Выпиши слово правильно, подбери и напиши проверочное слово. Например: холод – холода, холодный. Памятка № 17. Непроизносимые согласные в корне слова. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять. Работа над ошибками: Выпиши слово, подбери к нему проверочное, подчеркни непроизносимый согласный. Например: честь – честный, солнышко – солнце. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно. Например: чудесен – чудесный, прекрасен – прекрасный. Памятка № 18. Разделительный твёрдый знак (ъ). Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е,ё,ю,я. Работа над ошибками: Выпиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Памятка № 19. Правописание праставки со словом. Приставка – это часть слова. Она пишется слитно. Работа над ошибками: Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова два однокоренных с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал.
Памятка №20. Гласные и согласные в приставках. Работа над ошибками: Выпиши слово. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Памятка № 21. Не с глаголом. Не с глаголом пишется раздельно. Работа над ошибками: Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Например: не пришёл, не выучил, не знал.
Памятка № 26. Предлог с местоимением. Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. Работа над ошибками: Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё два слова на это правило. Н-р: у нас, ко мне, с тобой Памятка № 27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч. наст. вр. Работа над ошибками: Выпиши глагол правильно и ещё 2 глагола на эту орфограмму
Памятка № 28. Правописание безударных личных окончаний глаголов Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. 1спр. -е, -ут, -ют 2 спр. –и, -ат, -ят |