СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Типы уроков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка "Типы уроков" поможет учителю при планировании современного урока, который должен отличаться многовариантностью и форм учебной работы, и методов её организации, и приёмов реализации целей урока. Это даёт широкие возможности осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Типы уроков"»

Памятка для учителя «Типы уроков»

1. Урок усвоения новых знаний

Цель: овладение учащимися новыми навыками, материалом и новыми способами деятельности.

Структура:

Организационный момент.

Подготовка к восприятию или актуализация опорных знаний, умений, представлений и чувственного опыта.

Мотивация учебной деятельности.

Объявление темы, цели, задачи урока.

Изучение нового материала (первичное усвоение).

Осмысление новых знаний, умений.

Закрепление, систематизация и обобщение.

Контрольно-корректирующий этап.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Чаще всего таким уроком является вводный урок курса (темы, разделы), когда он в незначительной степени связан с темой предыдущего урока.

Также уместно выбрать этот тип урока в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений.

Может использоваться объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение.

Урок можно провести в форме беседы, лекции, заочного путешествия или экскурсии, видео-урок, учебная конференция с подготовленными сообщениями учащихся.

Во время проведения урока уместны конспектирование, составление тезисов, опорных схем, работа с учебником, картой, справочниками и т.д.

Главное – чтобы изучение нового материала учащимися происходило не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности


2. Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Цель: закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков) и формирование новых навыков и умений.

Структура:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний и их корректировки. Сообщение темы и цели.

Мотивация учебной деятельности.

Вводные упражнения (могут сочетаться с углублением или изучением небольших порций нового материала и ознакомления с правилами, алгоритмами выполнения определенных действий).

Пробные и тренировочные упражнения (использование изученного в стандартных условиях).

Творческие упражнения.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которое требует от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации.

Для проведения таких уроков используется практическая работа. Практические работы в значительном количестве представлены в учебных программах, и практические задачи являются неотъемлемой составляющей фактически каждого урока.

3. Урок использования знаний, умений и навыков (контрольная работа)

Цель: сочетание индивидуальных, фронтальных, групповых методов работы.

Структура:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания корректировки опорных знаний, умений, навыков.

Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Общий инструктаж, осознание учащимися алгоритма действий.

Самостоятельное выполнение учащимися контрольных заданий или с помощью учителя.

Отчет о выполнении работы. Обобщение и систематизация результатов работы.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Содержание уроков этого типа имеет значительные возможности для большей вариативности и поэтому способствует дифференциации и индивидуализации обучения. Уроки сочетают в себе и индивидуальные, и фронтальные, и групповые методы работы.


4. Урок закрепления знаний, умений и навыков (уроки повторения)

Цель: повторение и закрепление, уточнение и углубление предварительно усвоенных знаний, умений и навыков.

Структура:

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Повторение основных понятий темы.

Повторение основных закономерностей, правил темы.

Выполнение практических заданий на повторение и закрепление основных ЗУН.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Как правило, такие уроки учителя проводят в конце изучения крупных разделов, в начале учебного года или во время подготовки к ГИА.

Значительный объём материала, выносимого на повторение, позволяет разнообразить формы работы, что способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета.

Особенностью и одновременно сложностью этого типа уроков является умение определять объём учебного материала, выделять главные идеи, понятия, правила и подбирать соответствующие задания.

 

5. Урок систематизации и обобщения знаний

Цель: установление уровня овладения учащимися основными теоретическими знаниями, повторение, более глубокое осмысление учебного материала, приведения его к определенной системы.

Структура:

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Обобщение и систематизация понятий.

Усвоение ведущих идей и теорий на основе широкой систематизации.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы соответствующего курса.

Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже изученном материале закономерностей, логически-следственных связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям.

Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе взаимосвязей, схему, обобщающую таблицу и т. п.

В любом случае нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение.

Урок такого типа может проходить в форме обзорной лекции, беседы, опросы и выполнения серии заданий и др.


6. Урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков

Цель: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив.

Структура:

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Проверка знания фактического материала и основных понятий.

Проверка глубины осознания знаний.

Использование знаний в стандартных условиях.

Использование знаний в измененных условиях.

Сбор выполнения заданий (их проверка, оценка, анализ, как правило, выполняется до следующего урока).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Если работа проводится письменно, то пункты 3-6 отражают логику построения задач контрольной работы.

Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и выполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностируя и др.

Уроки проверки и коррекции ЗУН могут быть организованы весьма разнообразно (в виде игр-соревнований, аукционов, учёта знаний и т.д.), имеют широкие возможности для объединения и индивидуальной, и групповой работы.

При планировании урока учителю необходимо помнить, что современный урок должен отличаться многовариантностью и форм учебной работы, и методов её организации, и приёмов реализации целей урока, что даёт широкие возможности осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании учащихся.