Урок, реализующий требования Стандартов второго поколения
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Этап актуализации пробного действия;
Этап выявления места и причины затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока рефлексии:
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
Этап актуализации и пробного учебного действия;
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.
Структура урока общеметодологической направленности:
Этап мотивации;
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
Этап включения изученного в систему знаний;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока развивающего контроля:
урок:
Этап проведения контрольной работы;
Этап мотивации (самоопределения);
Этап актуализации и самоконтроля;
урок:
Этап анализа контрольной работы;
Этап локализация индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап повторения и решения заданий творческого уровня;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Один из способов построения урока – это технологическая карта.
В структуре технологической карты урока выделяют блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
Блок целеполагания (тема урока и цель урока) На уроке цель определяется: планируемым результатом урока; путями реализации этого плана.
Инструментальный блок
Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели. Необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом: проверить… объяснить… повторить… научить… продемонстрировать… побудить к самостоятельному… и т.п. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
Организационно - деятельностный блок
Описание системы учебных занятий.
Структура технологической карты
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |