СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по литературе для учащихся с ОВЗ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки по литературе для учащихся с ОВЗ могут использвоваться на уроках, при выполнении домашнего задания, на контрольных и проверочных работах

Просмотр содержимого документа
«Памятки по литературе для учащихся с ОВЗ»

Памятки по литературе  для учащихся с ОВЗ 5-9 класс

Памятки по литературе для учащихся с ОВЗ

5-9 класс

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  5-6 КЛАСС Название стихотворения и его автор. Стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма (парная, перекрестная, кольцевая, свободная), деление на строфы. Ведущая тема. О чем стихотворение? Основная мысль. Что хотел сказать поэт в стихотворении? Какую картину рисует в своем стихотворении? Опишите картину. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму, ключевые слова. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория ). Собственное отношение к прочитанному стихотворению. Какие чувства вызывает стихотворение?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5-6 КЛАСС

  • Название стихотворения и его автор.
  • Стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма (парная, перекрестная, кольцевая, свободная), деление на строфы.
  • Ведущая тема. О чем стихотворение?
  • Основная мысль. Что хотел сказать поэт в стихотворении?
  • Какую картину рисует в своем стихотворении? Опишите картину. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму, ключевые слова.
  • Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
  • Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория ).
  • Собственное отношение к прочитанному стихотворению. Какие чувства вызывает стихотворение?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 7-9 КЛАСС

  • 1. Автор и название стихотворения.
  • 2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).
  • Стихотворение посвящено…
  • В стихотворении (автор, название стихотворения) описывается…
  • 3. Настроение стихотворения.
  • В стихотворении… царит …настроение…
  • … пронизано настроением…
  • 4. Композиция.
  • Стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), вид рифмы (парная, перекрестная, кольцевая, свободная).
  • Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть? Деление на строфы.
  • Стихотворение можно разделить на ..части…
  • 5. Какие картины вам представляются?
  • Строки рисуют…
  • Мне видится…
  • 6. Какие приемы выразительности использует автор?
  • (гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); эпифора и др.)
  • Для создания настроения автор использует…
  • 7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
  • Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
  • 8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (идея стихотворения).
  • В стихотворении автор выражает мысль о…
  • Основная мысль стихотворения…
  • 9. Личные впечатления от стихотворения.
  • Читая стихотворение, я восхищался…
  • … я откликался…
  • Меня взволновало…

Средства художественной выразительности

Эпитет

Характеристика

Метафора

Примеры

Образное определение

Скрытое образное сравнение

Развёрнутая метафора

Грустно-сиротеющая земля (Тютчев)

Эпитетом может быть не только прилагательное, но и существительное, приложение, наречие, деепричастие, местоимение

Олицетворение

1) золотые руки, струны души;

Метафоры бывают:

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. (Лермонтов)

Несколько метафор, связанных между собой

Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. (А. Толстой)

Сравнение

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (Есенин)

2) Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. (Евтушенко)

1) общеязыковые (стёртые); 2) Художественные

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (Фет)

Гипербола

Сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.

Литота

«Луна, как бледное пятно»

Преувеличение

Сравнения могут выражаться:

Ирония

Преуменьшение

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь)

1) формой сравнительной степени прилагательного или наречия;

  (А. С. Пушкин, «Зимний вечер»).

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов)

Сарказм

«Как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник» 

«Я не видел тебя тысячу лет».

Употребление слова или выражения в обратном смысле для насмешки

2) формой творительного падежа имени существительного;

Метонимия

«Ты напугал меня до смерти».

Суждение, содержащее едкую насмешку над изображаемым

Мальчик с пальчик. Мужичок с ноготок. От горшка два вершка.

Старик, имея много дел, В иные книги не глядел.

(М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»).

3)  лексически, при помощи слов подобный, похожий;

Ты уснёшь, окружён попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением.

Синекдоха

Перенос названия с одного предмета на другой по внешней или внутренней связи между ними

(Пушкин)

Грачи «как обугленные груши» 

4) оборотами со сравнительными союзами

«Кажется, он накупил еды на год вперёд».

Аллегория

(Б. Л. Пастернак, «Февраль»).

Партер и кресла — всё кипит.

Употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот

(Н. А. Некрасов)

Перифраза

И слышно было до рассвета,

Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа

(Пушкин)

*слова-сигналы – КАК, БУДТО, СЛОВНО и т.п.

Оксюморон

В баснях показана жадность в обличии волка

как ликовал француз. (Лермонтов)

Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания

Антитеза

Солнце русской поэзии (вместо Пушкина), город на Неве (вместо Санкт-Петербурга)

Сочетание несочетаемого

«Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева

Противопоставление - это сопоставление двух противоположных предметов, явлений или понятий.

Гротеск

Анафора

«Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») 

  Художественная форма, при которой жизненная нелепость с помощью разительного преувеличения и заострения доводится до абсурда.

Эпифора

  Стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз.

Повесть Н. В. Гоголя «Нос». Фантастическая ситуация, в которой человеческий орган отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: отправляется на работу, в собор, гуляет по Невскому проспекту.

«Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт» (А. С. Пушкин) 

Звукопись

К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»

Вид параллелизма, стилистическая фигура, которая предполагает повтор звуков, слов или словосочетаний в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.

Сергей Островский

Звукопись

Повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

(аллитерация)

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» для передачи цоканья подков по мостовой:  1

Организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких гласных звуков для создания большей экспрессивности текста.

Первое слово ребенок сказал:

(ассонанс)

— Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

М. Ю. Лермонтов «Бородино»:

—  Мама!

«То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлёт эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдёт к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения». 

К.Д. Бальмонт: повторяется звук [ л ]: Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу, Ластятся к влаге лилея...

У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут . В этом фрагменте постоянно повторяется звук «у»

Вырос. Солдатом пришел на вокзал.

А. Фет рисует непогоду в природе 

— Мама!

Вот в атаке на дымную землю упал.

Буря на небе вечернем, Моря сердитого шум — Буря на море и думы, Много мучительных дум.

В каждой строке присутствует повторяющийся гласный звук «у». Т.о. у читателя возникают ассоциации с нарастающим ветром, разыгравшимся штормом.

— Мама!

Встал. И пошёл. И губами к жизни припал.

— Мама!