СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку 1класс (каждый лист для 4 учеников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки по русскому языку1класс

(каждый лист для 4 учеников)

 

Просмотр содержимого документа
«Памятки по русскому языку 1класс (каждый лист для 4 учеников)»



ПАМЯТКИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1КЛАСС

(каждый лист для 4 учеников)




В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10, звуков – 6

Согласных букв –21, звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: й, ч, щ

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10, звуков – 6

Согласных букв –21, звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: й, ч, щ

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10, звуков – 6

Согласных букв –21, звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: й, ч, щ

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10, звуков – 6

Согласных букв –21, звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: й, ч, щ



ЖИ – ШИ - пиши с буквой И


ЧАЩА - пиши с буквой А


ЧУЩУ – пиши с буквой У



ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.


ЖИ – ШИ - пиши с буквой И


ЧАЩА - пиши с буквой А


ЧУЩУ – пиши с буквой У



ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.


ЖИ – ШИ - пиши с буквой И


ЧАЩА - пиши с буквой А


ЧУЩУ – пиши с буквой У



ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.


ЖИ – ШИ - пиши с буквой И


ЧАЩА - пиши с буквой А


ЧУЩУ – пиши с буквой У



ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.



Сколько в слове гласных, столько и слогов.


Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.


Сколько в слове гласных, столько и слогов.


Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.


Сколько в слове гласных, столько и слогов.


Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.


Сколько в слове гласных, столько и слогов.


Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.



Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пень, пеньки)



Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пень, пеньки)



Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пень, пеньки)



Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пень, пеньки)



Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)




Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).


Дома – домик, носы - нос

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).


Дома – домик, носы - нос



Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).


Дома – домик, носы - нос

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).


Дома – домик, носы - нос



Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы послеэтого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы послеэтого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.



Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы послеэтого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.


Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы послеэтого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.





Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.


Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.


Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.


Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.


Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.



Разбор предложения.


1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное,побудительное.

4. Определи предложение по интонации:

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.


1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

4. Определи предложение по интонации:

восклицательное,невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое



Разбор предложения.


1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

4. Определи предложение по интонации:

восклицательное,невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.


1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное,побудительное.

4. Определи предложение по интонации:

восклицательное,невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое


Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?



Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


Мужскогорода (он мой)

Женскогорода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?



Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


Мужскогорода (он мой)

Женскогорода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?



Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) илинарицательное (мальчик)


Мужскогорода (он мой)

Женскогорода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?



Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


Мужскогорода (он мой)

Женскогорода (она моя)

Среднего рода (оно моё)


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  • по числам (единственное, множественное)

  • по родам (мужской, женский, средний)


Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  • по числам (единственное, множественное)

  • по родам (мужской, женский, средний)


Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  • по числам (единственное, множественное)

  • по родам (мужской, женский, средний)


Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  • по числам (единственное, множественное)

  • по родам (мужской, женский, средний)


Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.


Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч. (я рисую,ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)



Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч. (я рисую,ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)



Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч. (я рисую,ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)



Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч. (я рисую,ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)



Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.



Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.



Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.



Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.



Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.





Предлоги пишут отдельноот других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


(Я живу в доме.

Я живу в(каком?) доме?

Я живу вбольшом доме.)


Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


(Я живу в доме.

Я живу в(каком?) доме?

Я живу вбольшом доме.)


Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


(Я живу в доме.

Я живу в(каком?) доме?

Я живу вбольшом доме.)


Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


(Я живу в доме.

Я живу в(каком?) доме?

Я живу вбольшом доме.)



  • Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)


  • Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)


  • Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(водопровод, самолёт, вездеход)


  • Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)


  • Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)


  • Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(водопровод, самолёт, вездеход)


  • Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)


  • Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)


  • Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(водопровод, самолёт, вездеход)


  • Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)


  • Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)


  • Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(водопровод, самолёт, вездеход)



Наша речь состоит из

предложений.

Предложения состоят из

слов.

Слова в предложении связаны между собой

по смыслу.

Предложения выражают

законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется

с заглавной буквы.

В конце предложения ставятся знаки препинания:

точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Предложения бывают:

повествовательные, восклицательные или вопросительные.

Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы?


Наша речь состоит из

предложений.

Предложения состоят из

слов.

Слова в предложении связаны между собой

по смыслу.

Предложения выражают

законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется

с заглавной буквы.

В конце предложения ставятся знаки препинания:

точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Предложения бывают:

повествовательные, восклицательные или вопросительные.

Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы?

Наша речь состоит из

предложений.

Предложения состоят из

слов.

Слова в предложении связаны между собой

по смыслу.

Предложения выражают

законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется

с заглавной буквы.

В конце предложения ставятся знаки препинания:

точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Предложения бывают:

повествовательные, восклицательные или вопросительные.

Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы?


Наша речь состоит из

предложений.

Предложения состоят из

слов.

Слова в предложении связаны между собой

по смыслу.

Предложения выражают

законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется

с заглавной буквы.

В конце предложения ставятся знаки препинания:

точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Предложения бывают:

повествовательные, восклицательные или вопросительные.

Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы?