Морфологический разбор
имени существительного ³
Памятка для третьеклассников ( в 4 классе добавятся другие признаки).
Часть речи. Общее значение
-
Начальная форма (им.п., ед.ч.)
-
Морфологические признаки
Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род.
Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
III. Роль в предложении.
ОБРАЗЕЦ
На поляне³ растёт много цветов.
На поляне – сущ.
I. Растёт (на чём?) на поляне.Н.ф. – поляна.
II. Пост. – нариц.,неодуш., в ж.р.; непост.– в П.п., в ед.ч.
III.Второстепенный член.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Часть речи. Общее значение
I. Начальная форма (ед.ч.,м.р., им.п.).
II. Морфологические признаки
Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
III. Роль в предложении.
ОБРАЗЕЦ
Деревья стояли в серебристом³ инее.
В серебристом – прилаг.
-
В инее (каком?) серебристом. Н.ф. –серебристый.
-
Непост.- в ед.ч., в м.р., в П.п.
-
Второстепенный член.
Звуко-буквенный разбор слова.(1)
1.Записать слово. Разделить на слоги, поставить ударение, записать транскрипцию.
2
. Выписываем букву, рядом записываем какой звук она обозначает и даём характеристику звуку: гласный и согласный.
ударный или безударный звонкий или глухой
п
арный или непарный по глухости-звонкости
твёрдый или мягкий
парный или непарный по твёрдости-мягкости
3.Считаем количество букв и звуков.
Молоко- 3 слога ,[малако].
м [м]-согл, звонк., непарн., тв., парн.
о [а]-гласн., безуд.
л[л]-согл, звонк., непарн., тв., парн.
о [а]-гласн., безуд.
к [к]-согл, глух, парн., тв., парн.
о [о]-гласн., ударн.
6б., 6 зв.
Всегда твёрдые согласные звуки [ж] [ш] [ц]
Всегда мягкие согласные звуки [ч] [й] [щ]
Буквы е, ё, я,ю обозначают два звука, если они стоят в начале слова или после гласной.
Морфологический разбор местоимения ³
Часть речи. Общее значение
I. Начальная форма (им.п.)
II. Морфологические признаки
Постоянные признаки:
- лицо
Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в 3 л., ед.ч.);
-падеж.
III. Роль в предложении.
ОБРАЗЕЦ
У него³ была красивая машина.
I. Была (у кого?)у него. Н.ф. – он.
II. Пост. – 3 л.; непост.– в ед.ч., в Р.п.
III.Второстепенный член.
Морфологический разбор глагола³
Часть речи. Общее значение
I. Начальная форма (неопределенная форма-что делать? или что сделать?)
II. Морфологические признаки
Постоянные признаки: совершенный вид (неопределённая форма отвечает на вопрос что сделать?) или несовершенный вид (неопределённая форма отвечает на вопрос что делать?). Сокращаем: сов.вид или несов.вид
Непостоянные признаки:
- время (прошедшее (пр.в.), настоящее (н.в.), будущее (б.в.);
- лицо (1,2,3 лицо -только у глаголов в настоящем и будущем времени);
-число;
-род (м.р., ж,р., ср.р. -только у глаголов прошедшем времени в единственном числе).
III. Роль в предложении.
Решает – глагол.
-
Н.ф. (что делать?) – решать.
-
Пост. - несов. вид, пост. – в н.в., в 3 л., в ед. ч.
-
Сказуемое.
Прорешал – глагол.
-
Н. ф. (что сделать?) – прорешать.
-
Пост. -сов. вид, непост. –в пр. в., ед. ч., в м.р.
-
Сказуемое.