Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Билярская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок по теме: «Параллелограмм. Решение задач.».
8 класс
Учитель: Гатауллина Фания Хамитовна
2014-2015 уч. год
Тема: Параллелограмм. Решение задач.
Цели урока: обучающие- закрепить знания о свойствах и признаках параллелограмма в процессе решения задач, совершенствовать навыки решения задач;
метапредметные –формировать умения анализировать, строить логическое рассуждение делать выводы, составлять алгоритм решения, схему, коммуникативную и проблемную компетентности;
воспитательные – воспитывать самостоятельность, внимательное отношение друг – другу.
Ход урока.
Орг. часть.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок необычный, необычный он тем, что у нас сегодня присутствуют гости. День солнечный, светит нам солнце. Надеюсь урок будет плодотворным.
Сообщить тему урока, сформировать цели урока.
Актуализация знаний.
Проверка д/з.
2 ученика отвечают у доски.
№376
Дано: АВСД-параллелограмм, А=84
Найти: В, С, Д -?
Решение. Т.к. противоположные углы равны, то С=А=84
В=Д=(360-84*2):2=96
или В=Д=180-84=96
Вопросы отвечающему:
-Свойство противоположных углов
- Свойство односторонних углов
Дополнительная задача:
Дано: АВСД- четырехугольник, АСВД=О, АС=2 дм, АО=10см, ВД=1,5 см, ВО=7см.
Выяснить: АВСД – параллелограмм?
Решение:
В С По признаку параллелограмма АО= АС,
А Д 1=*2, ВО=ВД, 0,7=*1,5. Значит АВСД не
является параллелограммом.
Вопросы отвечающему:
-Что такое параллелограмм?
-Свойство диагоналей параллелограмма.
Вопросы к классу (пока около доски ученики готовятся)
-Как найти периметр параллелограмма?
-Каким свойством обладает катет, лежащий против угла в 30 в прямоугольном треугольнике?
-Свойства параллельных прямых?
Работа над новым материалом.
а) Работа в тетрадях.
Выяснить, являются ли следующие фигуры параллелограммами.
К
В С N P
A D Д M Q E
КВС=КАД= СДЕ NPQ=PQE
1 ) параллелограмм 2) недостаточно данных
Ответы учащихся:
1)А=КВС – как соответственные углы при параллельных прямых ВС и АД и секущей АК АД IIВСА=СДЕ - как соответственные углы при параллельных прямых АВ и СД и секущей АЕВАIIСДАВСД – параллелограмм
2) Недостаточно данных
б) Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных ситуациях.
-Сейчас мы переходим к решению задач, в которых нельзя получить результат, выполнив 1-2 шага.
Задача. Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.
-Перед нами какая проблема возникла?
-Доказать, что полученный треугольник равнобедренный.
-Решать эту задачу поможет нам Таблица Фила. На столах лежат таблицы, заполняем.
Дети заполняют, обсуждаем , 1 ученик доказывает на доске.
Таблица Фила
Факты | Идеи |
Дано: АВСД- параллелограмм, АН- биссектриса Доказать: АВН- равнобедренный | 1.Параллелограмм 2.Равнобедренный треугольник 3.Биссектриса угла 4.Параллельные прямые 5. Накрест лежащие углы |
Обучающие вопросы | План действия |
1.Что такое параллелограмм 2.Какой треугольник называется равнобедренным? 3.Свойство углов равнобедренного треугольника? 4. Какой отрезок называется биссектрисой? 5. Свойство параллельных прямых? 6. Свойство накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей? | 1.Найти накрест лежащие углы. 2. Найти углы при основании треугольника. 3.Вспомнить свойство биссектрисы. 4.Спросить у учителя. 5.Искать в интернете |
Н
Дано: АВСД- параллелограмм, АН- биссектриса В С
Доказать: АВН- равнобедренный
А Д
Доказательство:
ВАН = НАД так как АН – биссектриса, ВНА = НАД – как накрест лежащие углы при параллельных прямых ВС и АД И секущей АН. Значит НАВ =ВНА – углы при основании равнобедренного треугольника АВН. Отсюда следует, что АВН- равнобедренный треугольник.
IV.Рефлексия.
1 вариант
Дано: АВСД – параллелограмм, К принадлежит ВС, АК биссектриса, ВК = 15 см, КС = 9 см
Найти: Периметр параллелограмма АВСД.
2 вариант
Дано: АВСД – параллелограмм, Е принадлежит АД, ВЕ – биссектриса, АЕ =12 см, ЕД = 4 см
Найти: Периметр параллелограмма АВСД.
Подведем итоги урока, выполнив следующее задание. Мы попробуем обобщить нашу информацию, но не только её, но и наши чувства, идеи, в очень короткой записи.
У вас на столах лежат таблицы, надо их заполнить.
1.Пишем одно существительное | параллелограмм |
2. Пишем два прилагательных, описывающих данный предмет | (параллельный, равный, острый, кривой) |
3. Пишем три глагола, характеризуем предмет | (строить, вычислять, находить, определять) |
4. Пишем фразу из четырех значимых слов. | (противоположные углы, стороны равны) |
Домашнее задание: пункт 42,43, №375,401