СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт исследовательской работы "Радуга" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проведения исследовательской работы необходимо составить паспорт исследования в котором будет отражена его суть: цель, задаччи, этапы и т.д. В данном файле вы можете ознакомиться с паспортом исследовательской работы по теме "Радуга" и провести его со своими учениками.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт исследовательской работы "Радуга" для 1 класса»

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Что за явление радуга?»

Актуальность исследования

Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные в разные цвета. Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идет дождь. Это явление называется радуга. Огромная в полнеба арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красного до фиолетового - одно из самых красивых явлений в природе. Откуда берётся радуга? Почему она разноцветная? А можно ли получить радугу дома? Вы можете ответить на этот вопрос? Какая проблема у нас возникла? Все эти вопросы обусловили актуальность данного проекта, который поможет найти ответы на них и расширить наши знания о данном природном явлении.

Проблема исследования

Недостаток знаний о природном явлении – радуге.

Объект исследования

Радуга.

Цель исследования

Формирование знаний о природном явлении радуге и проверка гипотезы о получении радуги в домашних условиях.

Задачи исследования

- узнать, что такое радуга, как природное явление;

- узнать, как получается радуга;

- узнать, почему у радуги 7 цветов;

- попробовать в ходе опытов получить радугу в домашних условиях;

- сделать выводы.

Гипотеза исследования

Предположим, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

Методы исследования

Анализ литературы, практический (опыт).

Тип исследования (по продолжительности)

Исследовательский, краткосрочный (1 день).

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Просматривают фрагмент мультфильма Г. Бардина «Радуга» и обсуждают тему, актуальность, проблему, цель и гипотезу исследования. Планируют исследование, используя приём «Перепутанный план».

2. Работают с понятием «радуга». Каждому ребёнку достаётся свой информационный источник («Толковый словарь» Ожегова, «Большой энциклопедический словарь», «Естествознание. Энциклопедический словарь», «Символы, знаки, эмблемы», «Глобальная экономика. Энциклопедия», «Словарь эпитетов»), с помощью которого ему необходимо найти определение радуге. После нахождения всеми определений, они озвучиваются, обсуждаются и сравниваются. Выделяются только те понятия, которые подходят к природному явлению. На основе данных понятий дети выводят своё, которое в полной мере раскрывает смысл данного природного явления и является понятным для детей. Данное понятие вписывается в рабочий лист.

3. Работают в группах с текстами. Первая группа работает с тексом, отвечая на вопрос «Как получается радуга?», вторая группа работает с текстом, отвечая на вопрос, «Почему у радуги 7 цветов?». Выделяют важную информацию, подбирают к ней подходящие иллюстрации и представляют ответы на вопросы с объяснением другой группе. После представлений, в рабочий лист вклеиваются подходящие иллюстрации.

Текст 1: Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга

Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером.

Текст 2: Причина тому что радуга разноцветная это солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.


4. Проверяем гипотезу, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

Проводим первый опыт. «Искусственная радуга».

В ёмкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга.

Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Проводим второй опыт. «Радуга с помощью CD-диска».

Возьмём диск. Направим на его зеркальную поверхность луч фонарика. Изменяя наклон диска, направляем отраженный свет на белую бумагу, на ней мы увидим «радужные» узоры.

Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: поверхность диска изготавливается из пластика, который покрыт миниатюрными бороздками, которые выполняют функцию призм, что влечёт за собой преломление света и появление радуги.

Проводим третий опыт. «Радуга в пузырях».

Берем приспособление, окунаем в ёмкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в небе пузырях можно увидеть семицветную радугу.

Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают радужные цветные кольца.

5. Обсуждаем эксперименты и полученные теоретические знания, делаем общий вывод о природном явлении - радуге.

Оборудование для проведения исследования

ПК, проектор, раздаточный материал, вода, зеркало, чаша, мыльная основа, сахар, фонарик, белый лист картона, диск.

Продукт исследования

Заполненный рабочий лист.

Перспектива исследования

Изучение видов радуги:

https://infourok.ru/proekt-po-fizike-poluchenie-radugi-v-domashnih-usloviyah-3068403.html

Используемые источники

Интернет источники:

https://infourok.ru/raduga-issledovatelskaya-rabota-klass-3349008.html

https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-raduga-1.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!