1. Просматривают фрагмент мультфильма Г. Бардина «Радуга» и обсуждают тему, актуальность, проблему, цель и гипотезу исследования. Планируют исследование, используя приём «Перепутанный план». 2. Работают с понятием «радуга». Каждому ребёнку достаётся свой информационный источник («Толковый словарь» Ожегова, «Большой энциклопедический словарь», «Естествознание. Энциклопедический словарь», «Символы, знаки, эмблемы», «Глобальная экономика. Энциклопедия», «Словарь эпитетов»), с помощью которого ему необходимо найти определение радуге. После нахождения всеми определений, они озвучиваются, обсуждаются и сравниваются. Выделяются только те понятия, которые подходят к природному явлению. На основе данных понятий дети выводят своё, которое в полной мере раскрывает смысл данного природного явления и является понятным для детей. Данное понятие вписывается в рабочий лист. 3. Работают в группах с текстами. Первая группа работает с тексом, отвечая на вопрос «Как получается радуга?», вторая группа работает с текстом, отвечая на вопрос, «Почему у радуги 7 цветов?». Выделяют важную информацию, подбирают к ней подходящие иллюстрации и представляют ответы на вопросы с объяснением другой группе. После представлений, в рабочий лист вклеиваются подходящие иллюстрации. Текст 1: Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером. Текст 2: Причина тому что радуга разноцветная это солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. 4. Проверяем гипотезу, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света. Проводим первый опыт. «Искусственная радуга». В ёмкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга. Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми. Проводим второй опыт. «Радуга с помощью CD-диска». Возьмём диск. Направим на его зеркальную поверхность луч фонарика. Изменяя наклон диска, направляем отраженный свет на белую бумагу, на ней мы увидим «радужные» узоры. Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: поверхность диска изготавливается из пластика, который покрыт миниатюрными бороздками, которые выполняют функцию призм, что влечёт за собой преломление света и появление радуги. Проводим третий опыт. «Радуга в пузырях». Берем приспособление, окунаем в ёмкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в небе пузырях можно увидеть семицветную радугу. Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают радужные цветные кольца. 5. Обсуждаем эксперименты и полученные теоретические знания, делаем общий вывод о природном явлении - радуге. |