СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание школьников, как одно из направлений воспитательной работы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении, о котором хочется рассказать.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание школьников, как одно из направлений воспитательной работы»

Патриотическое воспитание школьников,

как одно из направлений воспитательной работы.



Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В настоящее время для нас основополагающими документами в области патриотического воспитания являются три документа: Конституция РФ, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программа  "Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  Федерации  на  2016 - 2020 годы".   Все остальные документы исходят из этих основных, которыми мы должны руководствоваться в своей работе.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по  укреплению  и  развитию  системы  патриотического  воспитания  граждан  Российской  Федерации.  Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную  деятельность  органов  государственной  власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности  к  выполнению  гражданского  долга  и  конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны,  повышения  уровня  консолидации  общества  для  решения  задач обеспечения  национальной  безопасности  и  устойчивого  развития Российской  Федерации,  укрепления  чувства  сопричастности  граждан  к великой  истории  и  культуре  России,  обеспечения  преемственности поколений  россиян,  воспитания  гражданина,  любящего  свою  Родину  и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» - говорил академик  Д.С. Лихачев.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указы­вает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно­гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан:

- воспитания у них любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (го­товность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или нацио­нальному округу);

- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловече­ским ценностям (мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманиз­ма, обеспечение прав и свобод лично­сти).

Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


На протяжении многих лет преподавания в школе мои коллеги и я практикуют целенаправленную работу по освещению героизма советских и российских людей на фронте и в тылу в разнообразных формах, методах и приемах:

  • уроки с применением технических средств обучения;

  • литературно-музыкальные композиции о защите Отечества;

  • интеллектуальные игры старшеклассников на тему Великой Отечественной войны;

  • военизированные игры, походы и сборы по определенным программам;

  • уроки Мужества;

  • встречи с ветеранами;

  • оформление наглядно-иллюстративного материала;

  • исследовательские работы «Из истории моей семьи»; проектные работы

  • праздничные митинги в День Победы у памятника воинам погибшим в Вов

  • создание общешкольной книги Памяти

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.

Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает  использование  широкого  спектра  форм  и  методов  работы.  Это  методы преимущественно  обучающего  свойства  (устного  изложения  и  обсуждения патриотического  знания,  самостоятельной  работы,  практических  упражнений  и  др.),  а также  непосредственно  воспитательного  характера  (убеждение,  призыв).  Формы патриотического  воспитания  комплексно  интегрируют  в  себе  формы  обучения  (лекции, рассказ,  семинар,  групповая  дискуссия  на  патриотическую  тему,  создание  ситуаций  и решение  задач  практического  характера,  проблемные  вопросы  и  т.д.) 

Патриотическое воспитание, проявляется, как было сказано выше, в разных направлениях работы – классных часах и мероприятиях.

В нашей школе налажены тесные связи со многими учреждениями и организациями городского округа. Непосредственным связующим звеном в организации взаимодействия с некоторыми социальными партнёрами является преподаватель-организатор ОБЖ. Внешкольный модуль патриотического воспитания составляют связи и конкретная деятельность со следующими структурами:

  • Отдел Государственной противопожарной службы;

  • ОГИБДД;

  • МОУ ДОД Дом детского творчества;

  • Военкомат

  • МОУ ДОД ДЮСШ

  • Управление образования

  • Администрация

  • Комитет солдатских матерей

  • ВПК «Гвардия Урала»

  • Управление культуры и спорта


Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми и продолжать это в процессе всего курса обучения. Применение различных форм и методов проведения урочной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма, гражданской идентичности личности учащихся поможет их успешной социализации, толерантности, гражданскому сознанию.

Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых мною условий можно определить следующие:

а) удовлетворённость детей совместной деятельностью;

б) активность обучающихся в мероприятиях патриотической направленности;

в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;

г) повышение рейтинга учреждения.

Активность обучающихся школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Ребята с удовольствием участвуют в различных городских, окружных, областных, всероссийских соревнованиях, конкурсах, олимпиадах становясь победителями и призерами.

Также можно выделить следующие положительные результаты:

1. Военная служба стала более престижной в глазах наших воспитанников. Ребята не боятся проходить службу в рядах российской армии.

2. Воспитанники гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.

3. Дети занимаются краеведением, а также у них активизировался интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

4. Дети знают и с уважением относятся к государственной символике, знакомы с воинскими ритуалами.

5. Улучшились спортивные результаты. Повысился интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств. Дети активно участвуют в соревнованиях по разным видам спорта.

В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»