Патриотическое воспитание школьников,
как одно из направлений воспитательной работы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В настоящее время для нас основополагающими документами в области патриотического воспитания являются три документа: Конституция РФ, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Все остальные документы исходят из этих основных, которыми мы должны руководствоваться в своей работе.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» - говорил академик Д.С. Лихачев.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан:
- воспитания у них любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности).
Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
На протяжении многих лет преподавания в школе мои коллеги и я практикуют целенаправленную работу по освещению героизма советских и российских людей на фронте и в тылу в разнообразных формах, методах и приемах:
уроки с применением технических средств обучения;
литературно-музыкальные композиции о защите Отечества;
интеллектуальные игры старшеклассников на тему Великой Отечественной войны;
военизированные игры, походы и сборы по определенным программам;
уроки Мужества;
встречи с ветеранами;
оформление наглядно-иллюстративного материала;
исследовательские работы «Из истории моей семьи»; проектные работы
праздничные митинги в День Победы у памятника воинам погибшим в Вов
создание общешкольной книги Памяти
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы. Это методы преимущественно обучающего свойства (устного изложения и обсуждения патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.), а также непосредственно воспитательного характера (убеждение, призыв). Формы патриотического воспитания комплексно интегрируют в себе формы обучения (лекции, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему, создание ситуаций и решение задач практического характера, проблемные вопросы и т.д.)
Патриотическое воспитание, проявляется, как было сказано выше, в разных направлениях работы – классных часах и мероприятиях.
В нашей школе налажены тесные связи со многими учреждениями и организациями городского округа. Непосредственным связующим звеном в организации взаимодействия с некоторыми социальными партнёрами является преподаватель-организатор ОБЖ. Внешкольный модуль патриотического воспитания составляют связи и конкретная деятельность со следующими структурами:
Отдел Государственной противопожарной службы;
ОГИБДД;
МОУ ДОД Дом детского творчества;
Военкомат
МОУ ДОД ДЮСШ
Управление образования
Администрация
Комитет солдатских матерей
ВПК «Гвардия Урала»
Управление культуры и спорта
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми и продолжать это в процессе всего курса обучения. Применение различных форм и методов проведения урочной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма, гражданской идентичности личности учащихся поможет их успешной социализации, толерантности, гражданскому сознанию.
Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых мною условий можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью;
б) активность обучающихся в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
г) повышение рейтинга учреждения.
Активность обучающихся школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Ребята с удовольствием участвуют в различных городских, окружных, областных, всероссийских соревнованиях, конкурсах, олимпиадах становясь победителями и призерами.
Также можно выделить следующие положительные результаты:
1. Военная служба стала более престижной в глазах наших воспитанников. Ребята не боятся проходить службу в рядах российской армии.
2. Воспитанники гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.
3. Дети занимаются краеведением, а также у них активизировался интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.
4. Дети знают и с уважением относятся к государственной символике, знакомы с воинскими ритуалами.
5. Улучшились спортивные результаты. Повысился интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств. Дети активно участвуют в соревнованиях по разным видам спорта.
В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»