Растегаева Ю.Б. – учитель истории ГС(К)ОУ Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №4 VI вида г. Саратова
Ю.Б. Растегаева
Патриотическое воспитание учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
на уроках истории и во внеурочной работе
Важнейшим средством формирования гражданского общества и правового государства является патриотическое воспитание граждан.
Один из важнейших институтов социализации ребенка — школа должна активизировать работу по патриотическому воспитанию (Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы). Это особенно актуально для нашего учебного учреждения - школы-интерната, так как большинство наших воспитанников - это дети из неполных и подчас неблагополучных семей, а также дети-сироты.
Приоритет в решении задач патриотического воспитания принадлежит урокам истории. В нашей школе в течение ряда лет формируется комплексная система патриотического воспитания учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности «Я - патриот своего Отечества».
Исходя из особенностей познавательной деятельности наших учащихся - нарушения мыслительных процессов, памяти, восприятия, временных и пространственных представлений работа по патриотическому воспитанию проводится не только на уроке, но и во внеклассной и внешкольной работе по истории, в доступных для детей формах.
Главным звеном в системе патриотического воспитания являются уроки истории, и, прежде всего, истории России.
На уроке истории работа по патриотическому воспитанию ведется по трём неразрывно связанным между собой направлениям: изучение истории семьи ребёнка, изучение истории родного края, изучение героических страниц истории Отечества (Ипполитова, 2004: 83).
Изучение истории своей семьи на уроках истории
Формы работы в этом направлении определяются индивидуальными и
возрастными особенностями учащихся. С учащимися 5 класса - это написание
небольших творческих работ «Странички истории моей семьи», «История моего имени»; в старших классах мы изучаем историю семьи совместно с историей Отечества, прежде всего, периода Великой Отечественной войны.
Изучения истории родного края
В рабочих программах по истории России 6-10 классов в изучение истории России интегрирован курс «История Саратовского края». При проведении краеведческих уроков я стараюсь шире вовлекать детей в их подготовку, использовать разнообразные формы работы, например, заочные экскурсии, викторины, небольшие доклады, мультимедийные презентации, творческие работы.
Патриотическое воспитание в процессе изучения истории России
При составлении рабочих программ был определен круг тем в 6-10 классах, связанных с героической историей России, на изучение которых целесообразно отводить большее время, чем предполагает учебный план. Учитывая тот факт, что учебники истории написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы, параграфы содержит большой по объему и необходимости усвоения материал, на уроках используется дополнительная литература, доступная для понимания детей, позволяющая учителю в ярких, эмоциональных образах пробудить в них чувства уважения прошлому своего народа.
Внеурочная работа по патриотическому воспитанию учащихся
В нашей школе стало традицией проводить внеклассные мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, государственным праздникам, памятным датам в истории России и Саратовского края, юбилеям выдающихся деятелей науки и культуры, месячник «Салют, Победа!». Наиболее эффективные формы проведения мероприятий: конкурсы и викторины, интеллектуальные игры, тематические уроки мужества, мультимедийные презентации, беседы, лекции, часы информации, устные журналы.
К 65-ой годовщине Победы учащимися 7-10 классов был подготовлен информационный проект «Мы помним!» (заочное путешествие по городам – героям России). В 2010-2011 учебном году был подготовлен информационный проект «Н.И.Вавилов - гордость саратовской земли». На городских Малых Вавиловских чтениях творческая работа ученицы 8 класса Танкиевой А. «Вавиловские места Саратова» была удостоена диплома 1 степени.
Внешкольная работа по патриотическому воспитанию
В течение последних 5 лет мы активно взаимодействуем с музеем К.Федина, музеем боевой славы и библиотекой им. А.С.Пушкина. Наши воспитанники ежегодно участвуют в конкурсе рисунков «Нашей армии герои», проводимым ко Дню Победы музеем боевой славы, их работы отмечены грамотами и сертификатами. В этом году наши ученики приняли участие в городских конкурсах: «Дорога в космос - из Саратова», «Ю.Гагарин - первый космонавт Земли», Малые «Вавиловские чтения».
В заключение следует отметить, что сложившаяся система патриотического воспитания дает положительный результат, проявившийся в повышении интереса учащихся к изучению истории России и родного края, более активному участию во внеклассных и внешкольных мероприятиях, способствует формированию нравственных и гражданских ценностей, благотворно сказывается на отношении к учебе и социальной адаптации учащихся.
Список литературы
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы, http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
3. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. – С.83.
4. Патриотическое воспитание школьников. - Волгоград: Учитель, 2007.- С.5.