Патриотическое воспитание в системе кадетского образования
(обобщение опыта работы)
Трощенкова Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного
образования (хореограф),
МБОУ ДО «ЦДО» г.Великий Устюг
Патриотическое воспитание формирует патриотическое сознание, способствует созданию идей служения Отечеству, воспитывая уважение к истории, что всегда было и остается важнейшей задачей нашего общества.
В системе дополнительного образования главной задачей воспитания подрастающего поколения является формирование патриотических, эстетических и нравственных качеств личности, гражданской зрелости.
Занятия хореографией способствует патриотическому воспитанию и развитию духовно-нравственной личности.
В 2010 году мной был создан танцевальный коллектив «Созвездие», в составе которого воспитанники кадетских классов МБОУ «СОШ №2 с кадетскими классами».
Составляя программу «Основы танцевальной культуры казачества», я уделяла особое внимание патриотическому воспитанию и уважительному отношению к культурному наследию российского казачества.
Реализуя данную программу, я заметила, что народный казачий танец способствует развитию бережного отношения к истории героического прошлого, воспитывая патриотические чувства, верность воинскому долгу, честность, порядочность.
В репертуаре коллектива есть такие танцевальные композиции, как «На границе», «Казачья воля», «Варенька», «Казачий пляс», «Тачанка», которые соответствуют определенным временным историческим событиям и также способствуют патриотическому воспитанию.
В сюжетных танцевальных композициях «Три танкиста», «Эх, Вася-Василёк» присутствуют героические образы.
Использование сценических костюмов военной направленности: гимнастерки, фуражки, пилотки, сапоги, а также танцевальные атрибуты: шашки, нагайки, пики создают у исполнителей сопричастность к историческим событиям и усиливают воспитательный эффект основ патриотического сознания.
Участие в ежегодных концертах, посвященных государственным праздникам: День Победы, День Независимости, День Матери, День защитника Отечества, День защиты детей находит в душе каждого воспитанника позитивный эмоциональный отклик.
Во время подготовки к этим датам, я обязательно провожу презентации, которые подчеркивают историческое значение данного праздника или значимого события страны, что способствует развитию и формированию патриотических чувств воспитанников.
Так, например, при подготовке к концерту, посвященному Дню Победы, я провожу просмотр видеофильмов о героических событиях Великой Отечественной войны или рассказываю детям о тех днях, которые принесли страдания советскому народу.
Танцевальный коллектив «Созвездие» ежегодно принимает участие в концертах патриотической направленности, таких как «День города», «Клятва кадетов», «Принятие присяги», «Вот и стали мы на год взрослей», «Кадетская перекличка», «Кадетский бал».
В процессе участия в этих торжественных мероприятиях я отметила, что у воспитанников возрастает эмоциональный всплеск, чувство гордости за свое Отечество, чувство патриотизма, сплоченности и коллективизма.
Также огромное значение в формировании и развитии патриотических чувств детей играет и участие в танцевальных конкурсах и фестивалях разных уровней с патриотической тематикой «Сыны и дочери Отечества», «Таланты и поклонники» (МЧС), «Казачий сполох».
Таким образом, я считаю свою программу по воспитанию патриотических чувств на занятиях хореографией актуальной и востребованной. Я думаю, что хореография является одним из самых значимых средств в воспитании патриотизма.