семинар-практикум с включением деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию 27.11.17
Цель: расширить и закрепить знания педагогов по формированиюу детей нравственно – патриотического отношения к Родине, к малой Родине.
Оборудование: магнитная доска, комплекты рабочих материалов для игры, мяч, магниты.
План проведения:
Вступительное слово старшего воспитателя.
Задачи
Блоки
Направления
Условия
Деление на команды.
Деловая игра
Эрудиты,
Логики,
Игровая,
Экологическая,
Смекалистых,
Обратная связь. (заполнение опросника)
Подведение итогов игры.
Подготовила старший воспитатель Трифонова М.В.
Ведущий:
Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре – практикуме по «Формированию у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»
Вступление. Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.
Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
создание системы нравственно -патриотического воспитания;
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:
1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).
3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).
4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).
.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней).
.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).
.«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие
Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:
духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
.Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг,необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре
«Педагогический экспресс».
Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи.
Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход игры
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
Станция № 1. Эрудиты
Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)
1. Что означают цвета Российского флага? (точной версии нет)
Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость
Синий.. Отвагу. Трудолюбие
Красный Верность. Правду. Мир, мужество, могущество.
2. Официальная эмблема государства. (Герб.)
1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
1. Назовите памятные и исторические места нашего города?
Демонстрирую фото из лепбука.
Станция № 2 Логиков.
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)
- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Н А П Р А В Л Е Н И Я
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Природа является важным фактором в воспитании нравственности и патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины.
Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа.
Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Ведущий:
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно-патриотическому воспитанию, расположите карточку в нужную ячейку кластера. (Ответы команд)
Станция № 3 Экологическая
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
Игра «Зверь, птица»
1 этап составить список зверей (1 команда) и птиц (2команда), обитающих в нашей республике.
2 этап Ловя мяч называть зверя или птицу нашего края.
Станция № 4 Игровая
Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание:
1 этап Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
2 этап Предложить команде соперников национальную игру, не повторяясь!
Станция № 5 Смекалистых
Ведущий:
С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –
«Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) –
«Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) –
«Соловья баснями не кормят».
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий: Спасибо за участие!
Используемая литература журнал «Дошкольная педагогика» №6 2014