Патриотизм и духовная культура в системе работы учителя истории.
«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» К. Д. Ушинский.
Тема патриотизма- сегодня актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно « пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В современном историческом процессе проблемным остается не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. « Формирование сознания « Я- россиянин» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников».
Решению этих задач способствует работа в следующих направлениях:
- воспитание гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
- формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;
- воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма- важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности.
Я являюсь классным руководителем 6 класса. Вот уже на протяжении 2- х лет мы сотрудничаем с областной детской библиотекой по воспитанию патриотизма - исторического сознания, бережного сохранения памяти о героях- земляках. Один раз в месяц в отделе краеведения мы проводим встречи по темам: «Так люди жили в старину», «Легенды старого Тамбова» - исторические миниатюры с видеоиллюстрациями», «Тамбов изначальный» - час исторического краеведения. Просмотр видеосюжета «Короче славный городок», «Символ неприступности и трудолюбия»: символика края. Беседа с видеосюжетом; «Моя родословная». Все эти мероприятия способствуют приобщению детей к традициям края, воспитанию духовности, нравственности.
В октябре у нас состоялась экскурсия в химзащиту на «День открытых дверей» , где ребят знакомили с повседневной жизнью и бытом военнослужащих: посещение музея, казарм; знакомство с современными видами боевого оружия (у учащихся была возможность подержать в руках различные виды оружия.) Кульминацией всей экскурсии был конкурс между отделениями спецназа на лучший показ элементов рукопашного боя. Конкурс, конечно, был очень зрелищный, с применением подручных материалов, спецэффектов. Ребята с большим восторгом смотрели на показательные выступления « спецназовцев», пришли к выводу, что это трудно и опасно, но всему можно научиться. Особую значимость задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры приобретает в наши дни, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Общеизвестно, что консолидирующим ядром всего многонационального народа России являются государственные символы России. Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими. Теперь же новое поколение, «повернувшись лицом» к своей истории, вспомнило и о давно забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах. Государственная символика олицетворяет демократическое государство, с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций с другой. Поэтому необходимо передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.
Одной из распространенных форм моей работы как классного руководителя с учащимися является классный час. Классный час- форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом. И порой воспитывает не столько сам «час», сколько подготовка к нему. При подготовке и проведении классных часов: «Символы России» … что это такое?», был задан вопрос: «Где и когда мы с ними сталкиваемся?» Ответы были разные: бескрайние просторы - луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»); кому-то на ум пришли сувениры: матрешки, самовары, медведи, а кто кто-то вспомнил Московский Кремль, Красную площадь, храм Христа Спасителя и.т.д. При проведении классного часа «Флаги России» - учащиеся разбивались на 3 группы и готовили презентации 3 этапов в истории существования Флага России: творческая группа № 1: Первое рождение флага. Что означают эти цвета? Значение полос; творческая группа № 2: Красное знамя. Знамя Победы; творческая группа № 3: Второе рождение флага, также занимательные задания по сообщаемому материалу для своих одноклассников. Учащиеся проявили интерес, активность, показали знания. На вопрос о том, почему государство должно иметь государственные символы, были ответы: для того, чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
Я преподаю историю, и в 6 классе мы только начали изучать историю России с древнейших времен и, чтобы углубить и расширить знания учащихся, развить в каждом ребёнке историческую память, патриотическое сознание на основе традиций предков я проводила классные часы, посвященные важной теме- происхождению русского народа: « Помни корни свои» - цель: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней исторической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами. Предварительная подготовка: класс разбивается на 3 группы, каждая из которых подбирает иллюстрации и готовит сообщения на темы: « Быт и нравы славян –V-VIIвв»; «Религия древних славян»; Занятия древних славян». Классный час был проведен в форме рассказа с элементами беседы и презентаций домашних заданий групп с показом найденных иллюстраций; составление и отгадывание мини- кроссвордов (у каждой группы был свой список слов, такие как: сени, стойло, земледелие и др., на основе которых они составляли кроссворды.) В конце по итогам классного часа была проведена викторина.
Следующий этап: классный час- игра- путешествие: «Славянские истоки». Игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом , первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи как раз родом оттуда, из наших языческих времен. Там в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше им было понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники. В игре участвовало 3 команды. Предварительно им было дано домашнее задание: придумать название команды; подготовить представление Бабы- Яги, Перуна, Лешего; подготовить материал о славянских именах, суевериях, праздниках; подготовить фрагмент одного из славянских праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.
Задания и вопросы были самыми разнообразными:
- Откуда пошли выражения: « Что на роду написано, того не миновать?», «Чур меня!», «Чур мое!», «Чур, тебе на язык!»?
- С именем какого славянского бога связано выражение: « После дождичка в четверг»?
- Почему розги на Руси делали из березы?
- Что означал у славян совет: «Ложись спать, утро вечера мудренее» и. т.д.
Цель игры: повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян; привлечь учащихся к изучению славянской мифологии.
В конце путешествия - награждение, подведение итогов о том, что узнали много нового, интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок произнесли все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:
Прочь отступите, чудовища все,
Явится Русь перед вами в красе.
Вам ли чудовища, наши сокровища-
Молодость, силушку
Спрятать в могилушку!
Вам ли всю Русь погубить?
Вам ли свалить великана- гиганта?
Есть у него три бессмертных таланта:
Верить, терпеть …и любить!
Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества, закладывать патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствовать развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.