Система работы с педагогическим коллективом по формированию у подростков здорового образа жизни и предупреждению употребления ими психоактивных веществ. МОУ СШ №3.
ФЗ «Об образовании в РФ» ст.32, 51 -
образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Федеральный закон N 3- «О наркотических средствах и психотропных веществах»
устанавливает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
ФЗ N 120- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
Главными целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений (администрация ОУ, классные руководители, соц. педагоги, психолог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь);
- повышение психолого-педагогической грамотности педагогов по профилактической антинаркотической тематике.
Педагогический коллектив ОУ прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки, спортивные секции по самбо, настольному теннису, футболу, волейболу, ОФП, аэробике, шахматам, осуществляется вовлечение воспитанников в различные виды деятельности, такие как «ЮДП» - отряды правоохранительной направленности. В них в свободное от уроков время охотно занимаются 90 % обучающихся.
Основные направления программы воспитания и социализации
обучающихся МОУ СШ №3:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности : любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности)
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
- (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии) ;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности ).
Меры по защите несовершеннолетних от угрозы зависимости от психоактивных веществ в ОУ
- обучение навыкам формирования здорового образа жизни;
- обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими - как со сверстниками, так и с взрослыми);
- обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
- меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков, негативного отношения к употреблению наркотиков;
- формирование правового сознания.
В МОУ СШ№3 осуществляется первичная профилактическая работа с группой «педагоги и специалисты учреждений образования»
Целями данной деятельности являются: формирование компетентности у педагогов и специалистов по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью, формирование у них позиции активных соучастников профилактических программ. Обучение первичным навыкам консультирования подростков, родителей и других значимых лиц.