Министерство образования и науки РФ Ульяновский государственный университет | Форма | |
Ф- Рабочая программа по дисциплине | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: | Правила безопасности дорожного движения |
ПЦК | Спецдисциплин автомобильного направления |
Специальность (направление) | 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» |
| (код специальности (направления), полное наименование) |
Сведения о разработчиках:
ФИО | ПЦК (наименование цикла, отделения) | Учетная степень, звание |
Крамаренко Александр Вячеславович, преподаватель первой квалификационной категории | Спецдисциплин автомобильного направления | |
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины. | 3 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины. | 5 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины. | 11 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 383.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Правила безопасности дорожного движения» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин учебного плана по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
Организация деятельности коллектива исполнителей. ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ. ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться дорожными знаками и разметкой; - ориентироваться по сигналам регулировщика; - определять очередность проезда различных транспортных средств; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства; - уверенно действовать в нештатных ситуациях; - обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов; - предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств; - организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- причины дорожно-транспортных происшествий; - зависимость дистанции от различных факторов; - дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне; - особенности перевозки людей и грузов; - влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения; - основы законодательства в сфере дорожного движения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 255 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 255 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 170 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 60 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий) | 85 |
Промежуточная аттестация: - в форме дифференцированного зачета в 5 семестре; |
Итоговая аттестация: - в форме экзамена в 6 семестре. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения» Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | | Правила дорожного движения | 80 | |
Тема 1. | | Содержание учебного материала | 8 | 1 |
Обязанности | 1. | Введение. Обзор законодательных актов в сфере дорожного движения | | |
участников | 2. | Общие положения Правил дорожного движения. Основные понятия и термины | | |
дорожного | 3. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | | |
движения | | Практическое занятие | 2 | |
| 1. | Решение комплексных задач по теме «Обязанности участников дорожного движения» | | 3 |
| | Самостоятельная работа студента | 4 | |
| | Правила дорожного движения, главы 1-2, 4-5 | | |
Тема 2. | | Содержание учебного материала | 12 | |
Дорожные знаки | 1. | Классификация дорожных знаков. Предупреждающие знаки и знаки приоритета | | 1 |
| 2. | Запрещающие знаки | | |
| 3. | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний | | |
| 4. | Информационные знаки. Знаки сервиса и дополнительной информации. | | |
| 5. | Решение комплексных задач | | 2 |
| | Практическое занятие | 2 | 3 |
| 2. | Решение комплексных задач по теме «Дорожные знаки» | | |
| | Самостоятельная работа студента | 6 | |
| | Правила дорожного движения, приложение 1 | | |
Тема 3. | | Содержание учебного материала | 4 | |
Дорожная | 1. | Дорожная разметка | | 1 |
разметка | | Практическое занятие | 2 | 3 |
| 3. | Решение комплексных задач по теме «Дорожная разметка» | | |
| | Самостоятельная работа студента | 2 | |
| | Правила дорожного движения, приложение 2 | | |
Тема 4. | | Содержание учебного материала | 4 | |
Регулирование | 1. | Применение спецсигналов. Сигналы светофора и регулировщика | | 1 |
дорожного | | Практическое занятие | 2 | 3 |
движения | 4. | Решение комплексных задач по теме «Регулирование дорожного движения» | | |
| | Самостоятельная работа студента | 2 | |
| | Правила дорожного движения, главы 3, 6 | | |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Тема 5. | | Содержание учебного материала | 6 | |
Маневрирование | 1. | Предупредительные и аварийные сигналы. Начало движения. | | 1 |
на проезжей | 2. | Поворот, разворот, задний ход | | |
части | | Практическое занятие | 2 | 3 |
| 5. | Решение комплексных задач по теме «Маневрирование на проезжей части» | | |
| | Самостоятельная работа студента Правила дорожного движения, главы 7-8 | 3 | |
Тема 6. | | Содержание учебного материала | 6 | |
Расположение | 1. | Расположение транспортных средств на проезжей части | | 1 |
и скорость | 2. | Скорость движения | | |
транспортных | | Практическое занятие | 2 | 3 |
средств | 6. | Решение комплексных задач по теме «Расположение и скорость транспортных средств» | | |
| | Самостоятельная работа студента | 3 | |
| | Правила дорожного движения, главы 9-10 | | |
Тема 7. | | Содержание учебного материала | 4 | |
Обгон, | 1. | Обгон, опережение, встречный разъезд | | 1 |
опережение, | | Практическое занятие | 2 | 3 |
встречный | 7. | Решение комплексных задач по теме «Обгон, опережение, встречный разъезд» | | |
разъезд | | Самостоятельная работа студента | 2 | |
| | Правила дорожного движения, глава 11 | | |
Тема 8. | | Содержание учебного материала | 4 | |
Остановка | 1. | Остановка и стоянка | | 1 |
и стоянка | | Практическое занятие | 2 | 3 |
| 8. | Решение комплексных задач по теме «Остановка и стоянка» | | |
| | Самостоятельная работа студента | 2 | |
| | Правила дорожного движения, глава 12 | | |
Тема 9. | | Содержание учебного материала | 8 | |
Проезд | 1. | Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог | | 1 |
перекрестков | 2. | Нерегулируемые перекрестки не равнозначных дорог | | |
| 3. | Регулируемые перекрестки | | |
| | Практическое занятие | 2 | 3 |
| 9. | Решение комплексных задач по теме «Проезд перекрестков» | | |
| | Самостоятельная работа студента | 4 | |
| | Правила дорожного движения, глава 13 | | |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Тема 10. | | Содержание учебного материала | 8 | |
Движение | 1. | Пешеходные переходы, остановки маршрутных транспортных средств | | 1 |
в особых | 2. | Автомагистраль, железнодорожный переезд | | |
условиях | 3. | Жилые зоны. Приоритет маршрутных транспортных средств | | |
| | Практическое занятие | | |
| 10. | Решение комплексных задач по теме «Движение в особых условиях» | 2 | 3 |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Правила дорожного движения, глава 14-18 | 4 | |
Тема 11. | | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Буксировка | 1. | Использование сигналов. Буксировка. Учебная езда. Перевозка людей и грузов | | |
и перевозки | | Практическое занятие | | |
| 11. | Решение комплексных задач по теме «Буксировка и перевозки» | 2 | 3 |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Правила дорожного движения, главы 19-24 | 2 | |
Тема 12. | | Содержание учебного материала | 12 | |
Основы | 1. | Допуск транспортных средств к эксплуатации | | 1 |
безопасности | 2. | Основы безопасности дорожного движения | | |
дорожного | 3. | Оказание первой медицинской помощи | | |
движения | 4. | Ответственность водителя | | |
| 5. | Итоговое (по разделу) занятие | | |
| | Практическое занятие | | |
| 12. | Решение комплексных задач по теме «Основы безопасности дорожного движения» | 2 | 3 |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Конспект лекций | 6 | |
Раздел 2. | | Конструктивная и эксплуатационная безопасность автомобиля | 90 | |
Тема 13. | | Содержание учебного материала | 8 | |
Обеспечение | 1. | Классификация и статистика ДТП | | 1 |
безопасности | 2. | Организация обеспечения безопасности дорожного движения. | | |
дорожного | 3. | Система обеспечения безопасности автомобиля | | |
движения | | Практические занятия | | |
| 13. | Особенности организации обеспечения безопасности дорожного движения. | 2 | 3 |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Гудков В. А., Комаров Ю. Я. , Рябчинский А. И., Федотов В. Безопасность транспортных средств | 4 | |
| | / Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия–Телеком, 2010. – 431 с. | | |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Тема 14. | | Содержание учебного материала | 12 | |
Психофизиология | 1. | Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки водителя | | 1 |
водителя | 2. | Этические основы деятельности водителя | | |
| 3. | Основы эффективного общения. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов | | |
| | Практические занятия | | |
| 14. | Саморегуляция и профилактика конфликтов. Методы тестирования профпригодности водителя | 2 | 3 |
| 15. | Саморегуляция и профилактика конфликтов. Нормы межличностного общения и поведение в конфликте. | 2 | |
| 16. | Особенности психофизиологии водителя | 2 | |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Шухман Ю. И. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник для подготовки водителей автотранспортных средств.-М.: За рулем,2010. | 6 | |
Тема 15. | | Содержание учебного материала | 22 | |
Конструктивная | 1. | Свойства дороги | | 1 |
безопасность | 2. | Компоновочные параметры и системы пассивной безопасности автомобиля | | |
автомобиля | 3. | Тяговая динамичность автомобиля | | |
| 4. | Тормозная динамичность автомобиля | | |
| 5. | Устойчивость и управляемость автомобиля | | |
| 6. | Проходимость транспортного средства | | |
| 7. | Надежность. Обитаемость. Экономичность. Информативность. | | |
| | Практические занятия | | |
| 17. | Предварительные расчеты при проектировании и строительстве гаража. | 2 | 3 |
| 18. | Расчет безопасности автомобиля в различных дорожных условиях | 2 | |
| 19. | Расчет тормозной динамики автомобиля | 2 | |
| 20. | Особенности конструктивной безопасности автомобиля | 2 | |
| | Самостоятельная работа студента | 11 | |
| | Вахламов В.К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя,2003 | | |
Тема 16. | | Содержание учебного материала | 20 | |
Основы | 1. | Подготовка к движению автомобиля | | 1 |
безопасного | 2. | Начало движения, разгон, торможение | | |
управления | 3. | Динамика движения автомобиля. Техника выполнения поворота | | |
автомобилем | 4. | Техника выполнения обгона | | |
| 5. | Управление автомобилем на перекрестке. Пешеход на проезжей части. | | |
| 6. | Вождение в ограниченном пространстве | | |
1 | | 2 | 3 | 4 |
| | Практические занятия | | |
| 21. | Подготовка автомобиля к поездке | 2 | 3 |
| 22. | Расчет динамических габаритов движущегося автомобиля | 2 | |
| 23. | Расчет безопасности обгона | 2 | |
| 24. | Особенности безопасного управления транспортным средством | 2 | |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Волгин В.В. Учебник по вождению автомобиля: М.: «Издательство АСТ»; 2003 | 12 | |
Тема 17. | | Содержание учебного материала | 18 | |
Управление | 1. | Вождение при недостаточной видимости. | | 1 |
автомобилем | 2. | Преодоление брода, ледовой переправы. | | |
в особых | 3. | Вождение в зоне дорожных сооружений. | | |
условиях. | 4. | Вождение автопоезда. Движение на подъем и спуск. | | |
| 5. | Опасные и аварийные дорожно-транспортные ситуации. | | |
| | Практические занятия | | |
| 25. | Расчет безопасности вождения по скользкой дороге. Движение по грунтовой дороге и бездорожью. | 2 | 3 |
| 26. | Расчет безопасности ледовой переправы. | 2 | |
| 27. | Расчет-заявка на горючее. Экономичная эксплуатация автомобиля. Вождение в колонне. | 2 | |
| 28. | Управление автомобилем в особых условиях | 2 | |
| | Самостоятельная работа студента | | |
| | Волгин В.В. Учебник по вождению автомобиля:М.: «Издательство АСТ»; 2003 | 9 | |
Тема 18. Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП и ответственность водителя | | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Организация ДП пострадавшим в ДТП. Правила оказания первой помощи. | | 1 |
2. | Правовая ответственность водителя | | |
3. | Итоговое (по разделу) занятие | | |
| Практические занятия | | |
29. | Реанимация пострадавшего в ДТП (манекен-тренажер) | 2 | 2 |
30. | Применение автомобильной аптечки. Остановка кровотечения. Иммобилизация пострадавшего. | 2 | |
| Самостоятельная работа студента | | |
| Николенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь. – М.: Академия, 2012. -192с. Смагин А. В. Правовые основы деятельности водителя: -М.:Академия,2010 | 5 | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | |
Всего: | 170 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ программы учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Правила безопасности дорожного движения». Оборудование учебного кабинета (нормативные требования отсутствуют): Технические средства обучения: компьютер, телевизор, компьютер-тренажер вождения (3 шт), манекен-тренажер, магнитная доска со схемой населенного пункта. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено. Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. | Правила дорожного движения.: М.:ООО «Издательство АСТ»;ООО «Издательство Астрель», 2012 |
2. | Г.Б.Громоковский и др. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями. – М.: «Рецепт-Холдинг», 2012. – 224 с. |
3. | Г.Б.Громоковский и др. Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями. – М.: ООО «ИДТР», 2011. – 208 с. |
4. | Майборода О. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения:учебник для подгот. водителей автотрансп. средств категории "С", "D", "Е"-М.:Академия : За рулем,2008.-256 с. |
5. | Шухман Ю. И.Основы управления автомобилем и безопасность движения:учебник для подгот. водителей автотрансп. средств.-М.:За рулем,2010. |
6. | Вахламов В.К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя,2003 |
7. | Волгин В.В. Учебник по вождению автомобиля:М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство астрель», 2003 |
8. | Смагин А. В. Правовые основы деятельности водителя:учебник для подготовки водителей автотрансп. Средств категорий «A», «B», «C», «D», «E» .-М.:Академия,2010 |
9. | Сарбаев В.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Механизация и экологическая безопасность производственных процессов: Ростов н/Д.: «Феникс»,2004 |
10. | Гудков В. А., Комаров Ю. Я. , Рябчинский А. И., Федотов В. Безопасность транспортных средств (автомобили) / Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия–Телеком, 2010. – 431 с. |
11. | В. Н. Николенко, Г. А. Блувштейн, Г. М. Карнаухов. Первая доврачебная медицинская помощь. Учебник для подготовки водителей автотранспортных средств. – М.: Академия, 2012. -192с. |
Дополнительные источники:
1. | Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. Учебник. – М. : Академия : За рулем,2010 |
2. | Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментариями, - М.: ООО «Мир автокниг», 2009 -80с |
3. | Алексеенко Н.Т. Правила дорожного движения : с комментариями. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004 |
4. | Водитель и безопасность. Сборник рекомендаций и документов по безопасности дорожного движения: М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001 |
5. | Тарасик В. П. Теория автомобилей и двигателей : учеб. Пособие. – Минск : Новое знание, 2004. – 398 с |
6. | Данов Б.А. Электронные системы управления иностранных автомобилей. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007.-224с. |
7. | Козлов Ю.С. Экологическая безопасность автомобильного транспорта:М.: «Агар»; «РАНДЕВУ-АМ»,2000 |
8. | Бадагуев Б. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Практическое пособие. –М.: Альфа-Пресс, 2012г. |
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - пользоваться дорожными знаками и разметкой; - ориентироваться по сигналам регулировщика; - определять очередность проезда различных транспортных средств; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства; - уверенно действовать в нештатных ситуациях; - обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов; - предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств; - организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - причины дорожно-транспортных происшествий; - зависимость дистанции от различных факторов; - дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне; - особенности перевозки людей и грузов; - влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения; - основы законодательства в сфере дорожного движения. | Текущий контроль: - индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; - контроль в ходе выполнения практических занятий; - контроль выполнения индивидуальных заданий. Промежуточный контроль: – дифференцированный зачет в 5 семестре; Итоговый контроль: – экзамен в 6 семестре. |
5.
Форма А Страница 6 из 15