СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогическая этика учителя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Педагогическая этика учителя"»

«Педагогическая этика учителя»



Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя.


1. Оскорбления детей

Оскорбления – это первое, что не имеет право делать учитель по отношению к ученику. О ярких оскорблениях и нецензурных выражениях говорить не нужно, ведь такие случаи являются вопиющими и педагогов должны отстранять от работы сразу же. К счастью, таких учителей сегодня встретить практически невозможно.

Чаще всего учителя пытаются косвенно оскорбить ребенка, например, сравнивая его с младшими классами или всячески намекая на его низкие умственные способности. Еще одна распространенная цитата, которая встречается во многих школах: «Вы худший класс за всю мою практику». Все эти действия учителя являются непрофессиональными и должны быть решены в кратчайшее время, и не стоит даже рассуждать о том, имеет ли право учитель кричать на ребенка.


2. Физический контакт с учениками

Нет никаких проблем, если учитель просто подбадривает и аккуратно прикасается к спине или плечу ребенка. Так он может обратить на себя внимание или поправить осанку ребенка. Но затрещины и грубые толчки уже выходят за рамки педагогического профессионализма и нарушают любые правила поведения с учениками. Подобное поведение следует пресекать, общаясь с руководством школьного учреждения, чтобы они объяснили педагогу, что нельзя делать учителю.


3. Наказания действиями

Важно объяснить ребенку, что учителям запрещено каким-либо образом наказывать его, принуждая что-либо делать, если это не касается его непосредственного обучения.

Выгонять из класса, ставить в угол, заставлять стоя проводить весь урок – все это нарушения действующего законодательства, не говоря уже о принуждении мыть кабинет или выполнять какие-то другие действия, которые не входят в обязанности ребенка как ученика.


4. Запрет на выход в туалет

По правилам нет никакой разницы в том, по какой причине ребенок отпрашивается в туалет – по реальной нужде или, например, чтобы попить воды. Заставлять детей терпеть до ближайшей перемены возмутительно, так как это наносит вред их организму, а помимо этого, унижает перед сверстниками. Сама по себе практика «отпрашиваться в туалет» является довольно странной и в основном встречается только среди непрофессиональных педагогов. В итоге такое обучение приводит к тому, что люди, вырастая, спрашивают разрешения на выход в процессе проведения бизнес-тренинга или других обучающих курсов.


5. Игнорирование ярких конфликтов или открытой травли

Среди детей агрессия является достаточно распространенным явлением, причем чаще всего она направлена от коллектива в сторону одного ученика. Сюда относятся и акты физической агрессии, когда дети друг друга бьют руками или различными предметами, и целенаправленная моральная травля ребенка. Если учитель никак не препятствует этому, хотя ребенок объяснял ему происходящую ситуацию или она вовсе происходила на его глазах, с таким педагогом нужно срочно провести беседу и поговорить о его профессионализме.


6. Изъятие личных вещей

Сегодня в школах часто встречаются такие ситуации, когда учителя отбирают у детей их личные вещи, и, в первую очередь, это касается мобильных телефонов, наушников и всевозможных игрушек. В некоторых случаях вещи и вовсе отказываются отдавать даже после окончания урока, заявляя о том, что они будут возвращены только родителям.

Все это является прямым нарушением действующего законодательства, запрещающего людям забирать чужие вещи, несмотря на возражения их владельца. И учителя в этом правиле не рассматриваются как исключение.


7. Решение нехватки каких-то вещей за счет детей

В школах сегодня встречаются ситуации, связанные с нехваткой того или иного инвентаря. При этом учителя в таких ситуациях чаще всего пытаются решить проблемы одних детей за счет других. К примеру, если у одних детей за партой имеется два учебника, в то время как у других его нет в принципе, первых принуждают делиться. На практике учитель должен поинтересоваться у детей, хотят ли они поделиться, и только если они согласятся, передать учебник нуждающимся. Ставить перед фактом просто недопустимо.


8. Оценка внешнего вида

Дети постоянно вычурно одеваются и пытаются выделяться среди большинства, ведь только в их классе может быть несколько десятков человек, а помимо этого, они общаются еще и с параллельными, поэтому хочется всячески обратить на себя внимание хотя бы внешним видом. Учителя не должны давать никакой негативной оценки детям, и тем более высмеивать их за вкусы в одежде, прическе или любых других элементах внешнего вида. Конечно, каждый имеет свои предпочтения и представления о прекрасном, но детям их знать не обязательно, а зачастую даже вредно.


9. Разговоры о достатке

Все дети должны быть равными для учителя независимо от их поведения или достатка. Учитель не должен выделять определенных учеников и отмечать в разговоре с ними достаток их семьи. Особенно это касается ситуаций, когда родители ребенка не могут оплатить поход на экскурсию или какое-то другое мероприятие, и учитель осуждает его за это. У каждой семьи свои финансовые возможности, а посещение ребенком платных мероприятий или их пропуск – это добровольный выбор родителей, и ребенок здесь точно не при чем. Не говоря уже о том, что семейные дела абсолютно не касаются учителей.


10. Разделение детей по гендеру

В отечественной практике распространено создание отдельных правил для мальчиков и девочек. К примеру, девочек часто осуждают за то, что они неаккуратно пишут, отмечая, что это именно женская черта. А плачущим мальчикам вместо успокоения могут пренебрежительно говорить о том, что мужчины не плачут.

Все эти факторы никак не зависят от пола, и учитель это должен понимать. Единственный показатель, который может отмечать учитель в зависимости от пола – результаты упражнений на физкультуре, так как там действуют разные нормативы.


11. Привлечение к хозяйственным работам

Ребенок – это ученик, который посещает школу с единственной задачей: впитывать знания. Педагог не может привлечь его к переносу вещей, мытью доски, уборке кабинета или любым другим работам, если сам ребенок не соглашается ему помочь.

Некоторые из этих вопросов являются спорными, и в них действительно можно найти компромисс. К примеру, можно приучать детей к порядку и учить следить за своим местом, периодически формируя группы для мытья класса. Но все эти решения учитель не должен принимать самостоятельно. Сначала их следует согласовать с родителями на очередном собрании.


Кодекс толерантного педагога.

 

1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

 

2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

 

3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

 

4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

 

5. Изживайте педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.

 

6. Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

 

7. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

 

8. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

 

9. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

 

10. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!