СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство – решающий фактор обеспечения качества образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад:

«Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство –

 решающий фактор

обеспечения качества образования»

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство – решающий фактор обеспечения качества образования»

МКОУ «Нечаевская ООШ им. А. В. Горшкова»





Педагогический совет







Доклад:

«Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство –

решающий фактор

обеспечения качества образования»







Учитель

Семенова Е.С.






Октябрь

2018г.


Доклад

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство - решающий фактор обеспечения качества образования

Учитель: Семенова Е. С.


Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем педагогической компетентности  и профессионального мастерства, т.е. профессионализма.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.


Что такое профессиональная компетентность?

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, можно выделить четыре  вида  профессиональной  компетентности  [Маркова,1996]:

специальнуюсоциальнуюличностную, индивидуальную:

1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности учителя, являющейся составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный учитель не только образовывает, воспитывает и развивает обучающегося, но и получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования, умножая при этом и свое профессиональное мастерство.


2.      Социальная профкомпетентность  характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.


3.      Личностная профкомпетентность  характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста  планировать  свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.


4.      Индивидуальная профкомпетентность  характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.


В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности  педагога выделяется способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.


В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).


Выделяются следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:

  • мотивационно-волевой,

  • функциональный,

  • коммуникативный

  • рефлексивный.


  • Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.


  • Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.


  • Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.


  • Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

 

Понятие «профессиональное мастерство» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает как плавать», но нé умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионального мастерства речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности [Дружилов, 2001].


Что такое профессионализм педагога или педагогическое мастерство?


В динамике можно выделять следующие стадии развития профессионализма:

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;


б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;


в) стадию суперпрофессионализма или  мастерства, соответствующую вершине профессиональных достижений;


г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).


Профессионализм представляет собой не статическое (единожды заданное, неизменное), а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека.


Как же организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, учителям, чтобы изменить свое сознание, как учить детей по новым образовательным стандартам, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого учителя.


Итак, к механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующие:

  1. Самообразовательная работа.

  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

  3. Обзор в Интернете.

  4. Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

  6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

  8. Изучение информационно-коммуникационных технологий.

  9. Общение с коллегами на заседаниях РМО, в Интернете.

  10. Участие в конкурсах в Интернете.

  11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.


Педагог 21 века – это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность; 
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.


Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам  готов к переменам, личностно развивающийся в профессии,  обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к  проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.