СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
В свете образовательных стандартов нового поколения пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что сколько бы ни были обширны знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Выполнить эти задачи образования помогает деятельностный метод обучения.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Теория деятельностного обучения говорит о том, что конечной целью обучения должно быть не получение знаний, а формирование способов деятельности. А знаниям можно научиться только в процессе их использования, в применении их, т.е. в процессе деятельности. Знать что-либо означает не просто помнить определённые знания, а уметь выполнять определённую деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, содержанием обучения должна быть система действий, а также знания, необходимые для освоения этой системы действий.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД. Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образования и монотонность учебного занятия, создает условия для смены видов деятельности обучающихся.
В своей педагогической деятельности я стараюсь применять различные технологии обучения. Выбор технологий я осуществляю в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Существует множество подходов к классификации проектов:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
информационный
исследовательский
практико-ориентированный
ролевой
творческий
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
По форме:
По профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного учебного проекта
межпредметные – в рамках двух или более предметам
По числу участников:
личностные
парные
групповые
По продолжительности:
минипроекты – в течение 1 урока
краткосрочные – в течение 1-5 уроков
среднесрочные – 1-2месяцев
долгосрочные – до 1года
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:
планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)
занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам
Данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации обучающегося, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес обучающихся к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к обучающемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у обучающихся активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению [4].
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления.
Данная технология позволяет мне:
активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, а это, в свою очередь, позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
повысить самооценку обучающихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
актуализируются полученные опыт и знания;
каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
повышается ответственность за результат коллективной работы;
совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала
Эта технология как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития обучающихся. Основной задачей этой педагогической технологии является раскрытие индивидуальности обучающегося. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого обучающегося. Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в итоге направлено на овладение всеми обучающимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированное обучение учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, тип мышления. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся [1].
В своей работе очень часто практикую применение элементов опережающего обучения, которое обеспечивает:
сохранение интереса к предмету и более глубокое изучение его;
преемственность изучения материала;
исключение формальности усвоения материала;
повышение степени вовлеченности обучающихся в учебно-творческую деятельность;
развитие у обучающихся умений объективно оценивать свои возможности и, как следствие, повышение уверенности в себе.
В технологии опережающих индивидуальных заданий сливается педагогика сотрудничества с проблемным обучением, так как, во-первых, задания даются с опережением времени (от одного до нескольких дней), что даёт возможность обучающемуся глубоко продумать тему; во-вторых, преподаватель озвучивает тему обучающемуся, который должен самостоятельно найти материал; а в третьих, обучающийся должен понимать, что полученное задание – не второстепенный вопрос, а главная проблема урока и, следовательно, возрастает ответственность за его выполнение.
Таким образом, одним из перспективных направлений совершенствования организации образования является использование элементов опережающего обучения, которое, в свою очередь, приобретает социальную значимость.
В настоящее время существует большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя однозначно сказать, что какая-то из них лучше, а какая-то хуже, что для достижения положительных результатов надо использовать только конкретно эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: темы занятия, контингента обучающихся, уровня их подготовленности и т.д. Считаю, что самым выигрышным вариантом является использование на уроках нескольких технологий сразу, что я и практикую в своей профессиональной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, хочется подчеркнуть, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое.