Одной из лучших методик при обучении по новым стандартам является методика проблемного обучения. Ее успешно можно сочетать с применением модульной технологии. Модуль можно построить так, что обучающийся сам увидит проблему, которую нужно решить, и будет решать ее.
Например, на доске плакат: мальчик сидит, перед ним план земельного участка, имеющего форму треугольника. Длины сторон выражены десятичными дробями. Нужно вычислить длину забора. Мальчик взялся за голову: как это сделать? (нужно сложить десятичные дроби, но сложение еще не изучено).
В модуле ставим цели:
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-1 | Цель: увидеть проблему. Рассмотри рисунок на доске. Какую задачу ты составил бы по этому рисунку? | Ты знаешь, как найти периметр треугольника. С какими трудностями ты встретился сейчас? Умеешь ли ты складывать десятичные дроби? Переходи к следующему УЭ |
УЭ-2 | Цель: научится складывать десятичные дроби. Прочти правило на странице 191. Рассмотри образец (пример на сложение на клеточках). | Повтори правило мысленно 3 раза |
УЭ-3 | Цель: научиться применять алгоритм (правило) сложения десятичных дробей. Выполни: 1 вариант 2 вариант №1213 (а, в, д) №1213 (б, г, е) | |
Работая по модулю, обучающийся может из разных предложенных заданий выбрать задания по своим способностям и возможностям (выбрать уровень, на котором будет работать — базовый или повышенный).
Время | УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению |
Листок самоконтроля с 15 минуты Консультация с 15 минуты Нет консультации, нет листка самоконтроля | УЭ-1 | Выбери уровень, на котором будешь работать на уроке. Вспомни алгоритм решения уравнений и неравенств с модулем: 1) Найди значения х, при которых значение выражения, стоящего под модулем равно 0. 2) Изобрази на рисунке промежутки, на которые разбивается числовая прямая найденными значениями. 3) Рассмотри решение уравнения или неравенства на каждом из полученных промежутков. Цель: закрепить знания, умения, навыки в решении уравнений, содержащих модуль. Реши уравнение: I уровень 1) |х+4|=9 2) |3х-5|+х-12=0 Дополнительно: √(5х+2)2=8 II уровень 1) |3х-14|-3|х+2|=5 2) х2-3|х|=0 Дополнительно: √(3х+2)2=4 IIIуровень 1) |х-3|+|х+5|=8 2) |х2-4х|=0,5х-2 Дополнительно: √(х2+4)2=5 Перед УЭ-2 можно взять ключ к УЭ-1 | Если во входном контроле набрал менее 10 баллов — 1 уровень Помни о важности входного контроля Помни о важности входного контроля Помни о важности входного контроля Поставь баллы в листок учета |
Работа по модульной технологии способствует выработке умения работать с информацией, заданной текстами учебника. Так, при изучении нового обучающийся должен прочесть и осмыслить абзац учебника или весь предлагаемый текст и вычленить важнейшую информацию из прочитанного текста.
В модуль можно включить и задания, требующие самостоятельного креативного мышления (это задания повышенной трудности). Их будут выполнять те обучающиеся, которые хотят и могут продвигаться в изучении математики. В модуле это может выглядеть так:
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ | Выполни дополнительное задание. Получи карточку у учителя. | Выполняй по желанию |
В конце изучения каждой темы проводятся разноуровневые зачеты, в которых заложен выбор обучающимся уровня заданий.
Сочетая различные технологии можно успешно формировать регулятивные УУД
Обучающийся самостоятельно и осознанно должен уметь ставить перед собой цель деятельности, планировать деятельность, следовать заданному плану, при необходимости корректируя его.
Здесь большая роль отводится алгоритмам, всевозможным памяткам, карточкам-консультантам. Они могут быть как у каждого обучающегося, так и быть помещены на информационном стенде.
Например:
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-1 | Вспомни, чему ты учился на прошлом уроке. Какую цель ты поставил бы для сегодняшнего урока? Твоим помощником в определении целей урока будет «Памятка целей». Запиши две главные предметные цели. (Например, 1) закрепить умение складывать десятичные дроби; 2) научиться применять свои знания) | В случае затруднения посмотри, какая тема записана в модуле. |
Также можно дать памятку по планированию работы:
Усвоить основные математические знания и умения данного параграфа или пунктов учебника.
Понять, насколько усвоены тобой основные математические знания.
Совершенствовать свои знания и умения в соответствии с личностными целями.
Понять, насколько (и на каком уровне) ты умеешь пользоваться знаниями и умениями по данной теме.
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и группах. В модуле это проходит как взаимоопрос (например, правил), взаимопроверка, взаимооценка.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-2 | Цель: повторить правило сложения десятичных дробей. Прочитай правило на стр. 191. | Работа в парах. Взаимоопрос Взаимооценка |
Тема «Сложение десятичных дробей»
Пример планирования в модульной технологии
УЭ-0. Интегрирующая цель: в конце изучения модуля учащиеся должны
уметь: находить сумму десятичных дробей, решать задачи и уравнения, связанные со сложением десятичных дробей.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-1 | Запиши в тетрадь тему урока. Вспомни, чему учились на прошлом уроке Какую цель ты поставил бы для сегодняшнего урока? (твоим помощником в определении целей будет «Памятка целей») Запиши 2 главные предметные цели: (закрепить умение складывать десятичные дроби) (научиться применять свои знания) | В случае затруднения посмотри, какая тема записана в модуле |
УЭ-2 | Цель: повторить правила сложения десятичных дробей. Прочитай правило на стр.191 | Работа в парах. Взаимоопрос. Взаимооценка (максимально 5 баллов) |
УЭ-3 | Цель: закрепи свои знания в сложении десятичных дробей. Найди сумму: 1 вариант 2 вариант 1,7+2,8 0,9+3,2 3,6+9 18+2,7 2,1+1,36 24,95+4,3 7,3+0,865 0,55+0,668 Ответы: 4,1; 20,7; Ответы: 4,5; 12,6 29,25; 1,218 3,46; 8,165 | Взаимопроверка: (проверь соседа по ответам, записанным в твоем варианте) Взаимооценка (за каждый правильный ответ 1 балл) |
УЭ-4 | Цель: научись решать задачи, связанные со сложением десятичных дробей. Выполни: 1 вариант 2 вариант №1211, №1215, №1217 №1212, №1216, №1218 Ответы: Ответы: 2,7; 32,3; 7,2 5,83; 207,54; 25,25 | Взаимопроверка: (проверь соседа по ответам, записанным в твоем варианте) Взаимооценка (за каждую правильно решенную задачу 2 балла) |
УЭ-5 | Цель: закрепи свои знания в решении уравнений, содержащих десятичные дроби. Реши уравнения: 1 вариант 2 вариант x-3.9=2.82 y-2.7=3.46 (x-1.5)-2.4=4.8 (x-0.1)-3.9=4.56 Ответы: 6,16; 8,56 Ответы: 6,72 8,7 | Взаимопроверка. Взаимооценка (1 балл за верное первое уравнение, 2 балла – за второе) |
УЭ-6 | Цель: закрепи свои знания в нахождении значений выражений, содержащих десятичные дроби. Упрости выражение и найди его значение: 1 вариант 2 вариант 3,22x+0.78x+0.16 5.71x+2.29x+0.12 при х=5 при x=3 Ответ: 24,12 Ответ: 20,16 | Взаимопроверка. Взамооценка (3 балла за верное решение) |
УЭ-7 | Цель: реши задачу повышенной сложности. Выполни: 1 вариант 2 вариант №1224 №1259 Ответ: 0,85 Ответ: 30,3 | Взаимопроверка. Взаимооценка (5 баллов за верное решение) |
УЭ-8 | Самостоятельно оцени, достиг ли ты цели. Для этого вернись к началу модуля и прочти, какие цели стояли перед тобой. | |
Подсчитай общее количество баллов в твоем листке учета. Оцени себя.
29-30 баллов – оценка «5»
26-28 баллов – оценка «4»
20-25 баллов – оценка «3»
менее 20 баллов – оценка «2»