Педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности
Уровень функциональной грамотности проявляется в умении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний. Знания служат именно основой, но никак не показателем грамотности.
С позиции Л. Выготского, между психическим развитием человека и обучением всегда стоит его деятельность. Следовательно, положительный результат формирования функциональной грамотности возможен только при условии, когда этот процесс организован как вид деятельности, которым занимаются школьники, и направлен на формирование тех или иных типов деятельности, которые будут востребованы в реальной будущей жизни.
Как отмечается в исследовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», трудности обучающихся в процессе формирования функциональной грамотности выражены в следующем:
1) отсутствует навык переноса сформированного учебного действия на другие учебные ситуации;
2) недостаточен опыт самостоятельного конструирования алгоритма действия по решению учебной задачи.
Это свидетельствует о том, что применяемые педагогические технологии сосредоточены на предметных результатах и не в полной мере способствуют расширению сферы применения полученных учебных действий.
Педагоги используют достаточно много различных педагогических технологий, однако не все они ориентированы на деятельность обучающихся. Отход от знаниевой парадигмы и внедрение системно-деятельностного подхода в образовании, а вслед за ним и применение современных технологий активного обучения частично решил эту проблему.
Системно-деятельностный подход позволяет каждому обучающемуся реализовывать творческую составляющую и развивает индивидуальный опыт деятельности. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для проявления индивидуальности обучающихся, формирует необходимые типы деятельности.
При выборе технологии педагогика рекомендует основываться на предметном содержании дисциплин, уровне подготовленности обучающихся и их возрастных особенностях. Не является исключением и функциональная грамотность, которая также формируется и развивается посредством использования педагогических технологий.
В настоящее время для формирования функциональной грамотности используется весь спектр современных педагогических технологий:
- информационно-коммуникационная,
- проектная,
- проблемного обучения,
- игровая,
- технология развивающего обучения,
- модульная,
- развития критического мышления,
- традиционные технологии (классно-урочная система).
В условиях актуализации требований по формированию и развитию функциональной грамотности наиболее востребованными технологиями становятся коммуникативные, творческие и игровые:
- дискуссии,
- дебаты,
- проекты,
- упражнения и индивидуальные задания,
- игровые задания.
Особо выделяют широкое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных технологий.
В то же время нетрудно догадаться, что их эффективность достаточно неодинаковая. Более того, пока еще отсутствуют объективные показатели их результата именно для формирования и развития функциональной грамотности. Основное, чем руководствуются педагоги при выборе технологии и методов проведения занятий, - это, в первую очередь, достижение образовательных результатов по тому или иному предмету, формирование универсальных учебных действий, заявленных в программе, а уже потом, насколько это возможно, - формирование компонентов функциональной грамотности через деятельность, которую предоставляют соответствующие технологии.