СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обоснована необходимость применения педагогических технологий в системе развития функциональной грамотности школьников.  В процессе организации такого вида деятельности важно учитывать интересы, познавательные способности обучающихся. Технологии считаются неотъемлемой частью педагогического процесса в школе, направлены на развитие у обучающихся мыслительных процессов, критического мышления, творческое и самостоятельное овладение знаниями, умениями.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности»

Педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности

Уровень функциональной грамотности проявляется в умении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний. Знания служат именно основой, но никак не показателем грамотности.


С позиции Л. Выготского, между психическим развитием человека и обучением всегда стоит его деятельность. Следовательно, положительный результат формирования функциональной грамотности возможен только при условии, когда этот процесс организован как вид деятельности, которым занимаются школьники, и направлен на формирование тех или иных типов деятельности, которые будут востребованы в реальной будущей жизни.

Как отмечается в исследовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», трудности обучающихся в процессе формирования функциональной грамотности выражены в следующем:

1) отсутствует навык переноса сформированного учебного действия на другие учебные ситуации;

2) недостаточен опыт самостоятельного конструирования алгоритма действия по решению учебной задачи.


Это свидетельствует о том, что применяемые педагогические технологии сосредоточены на предметных результатах и не в полной мере способствуют расширению сферы применения полученных учебных действий.


Педагоги используют достаточно много различных педагогических технологий, однако не все они ориентированы на деятельность обучающихся. Отход от знаниевой парадигмы и внедрение системно-деятельностного подхода в образовании, а вслед за ним и применение современных технологий активного обучения частично решил эту проблему.

Системно-деятельностный подход позволяет каждому обучающемуся реализовывать творческую составляющую и развивает индивидуальный опыт деятельности. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для проявления индивидуальности обучающихся, формирует необходимые типы деятельности.


При выборе технологии педагогика рекомендует основываться на предметном содержании дисциплин, уровне подготовленности обучающихся и их возрастных особенностях. Не является исключением и функциональная грамотность, которая также формируется и развивается посредством использования педагогических технологий.


В настоящее время для формирования функциональной грамотности используется весь спектр современных педагогических технологий:

- информационно-коммуникационная,

- проектная,

- проблемного обучения,

- игровая,

- технология развивающего обучения,

- модульная,

- развития критического мышления,

- традиционные технологии (классно-урочная система).

В условиях актуализации требований по формированию и развитию функциональной грамотности наиболее востребованными технологиями становятся коммуникативные, творческие и игровые:

- дискуссии,

- дебаты,

- проекты,

- упражнения и индивидуальные задания,

- игровые задания.


Особо выделяют широкое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных технологий.


В то же время нетрудно догадаться, что их эффективность достаточно неодинаковая. Более того, пока еще отсутствуют объективные показатели их результата именно для формирования и развития функциональной грамотности. Основное, чем руководствуются педагоги при выборе технологии и методов проведения занятий, - это, в первую очередь, достижение образовательных результатов по тому или иному предмету, формирование универсальных учебных действий, заявленных в программе, а уже потом, насколько это возможно, - формирование компонентов функциональной грамотности через деятельность, которую предоставляют соответствующие технологии.