СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические требования к открытому уроку

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для преподавателей и учителей, в качестве подсказки при подготовке и организации открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические требования к открытому уроку»

Голубович С.В., преподаватель

Педагогические требования к открытым урокам


Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.

Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны.

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.

  • Открытый урок обязательно должен иметь новизну.

Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

  • Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель.

Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

  • Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. 

Поэтому преподаватель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

  • При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.

Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

  • Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

  • Для посещающих обязательно готовится рабочее место.

Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися: учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

  • Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.

Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для преподаватель, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

  • Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам.

Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.

  • Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же группой.

Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока. Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. 

  • Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме урока.

Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

Воспитательные цели. Предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.

Исходя из основной методической цели урока, можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;

  • урок закрепления;

  • урок комплексного применения ЗУН обучающихся

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;

  • комбинированный урок.

Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Типы уроков

Виды уроков

Цели

Урок изучения нового

 

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний.

практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний.

практическое занятие, лабораторная работа, семинар

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


Основные этапы подготовки и проведения открытого урока.

  1. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия.

  2. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит учащимся быть в курсе современных достижений.

  3. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие  незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Все иллюстративные  материалы урока должны работать на учебную цель занятия.

  4. Выбор группы. Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая. 

  5. Составление плана - конспекта урока. К открытому занятию необходимо составить план занятия – технологическую карту урока с четким и разумным распределением времени. Рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок. План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как учащихся, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.

  6. Драматургия открытого занятия Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии. Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, четко просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальный подъем. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у гостей и участников урока приятное удивление.

  7. Оформление материалов открытого занятия. На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который  включает следующие документы (могут дополняться в зависимости  от вида и типа учебного занятия):

-календарно-тематический план;

-технологическая карта урока;

-комплект материалов по разнообразным видам контроля;

-дидактический, раздаточный материал;

-задания для самостоятельной работы;

-комплект видеоматериалов для ТСО;

-варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы.

Оформляется методическая разработка открытого занятия. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ЦК и утверждения зам. директора по учебной работе сдается в методический кабинет.

Анализ открытого урока

Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным, в соответствии с  Положением «О подготовке и проведении  открытых занятий в учебной организации». 

Первое слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.  Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

Алгоритм анализа (самоанализа) открытого урока

Педагогические явления

Показатель оценки

Методическая цель и инновации

  • Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

  • Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету.

  • Взаимосвязь с традиционной методикой.

  • Достижение методической цели открытого урока.

  • Факторы, препятствующие полному достижению методической цели.

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)

Методическая цель и структура урока

  • Педагогическая целесообразность выбора структуры урока.

  • Соответствие выбранной структуры урока методической цели.

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание

Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся

  • Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся.

  • Уровень познавательной самостоятельности учащихся.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Активность учащихся на открытом уроке.

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке

Перспективы применения инновации в образовательной практике

  • Границы применения инновации.

  • Применимость в обучении другими предметами.

  • Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).


Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!