| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Педагогические требования к уроку обучения письму
Выполнила: Бойченко Д.В.
студентка Ш-31 группы
Ейск, 2018 г.
Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:
а) неотъемлемым условием всякого урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке звучит правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, т. е. произведения писателей -- мастеров художественного слова, звукозаписи из фонотеки; на уроке царит атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе и в школе на стенах, на досках, безусловно грамотно, образцово и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому выразительному слову;
б) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т. п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими -- со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т. д.;
в) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза -- подготовка к чтению или, особенно, письму, а также самостоятельные упражнения;
г) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках преобладающее место -- примерно 2/3 урока по времени; это значит, что на уроках чтения нужно, в основном, читать, на уроках письма -- писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т. е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать и о понятии «письмо»);
д) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал -- наряду с текстами «Букваря», составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочесть), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других любимых детских писателей; так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения со слушанием;
е) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).
Используются также все те формы работы, которые описаны выше, т. е. все богатство и разнообразие методических средств, имеющихся в методическом арсенале современной школы.
Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока, после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).
Нашла в интернете маленькую актуальную статью про требования к урокам письма.
«В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга.
3) Писать надо красиво.
Со 2 класса вводятся такие правила:
1) буквы в словах необходимо писать одинаковой высоты.
2) Слог пишется безотрывно.
3) Писать надо быстро и красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Правило - писать надо красиво - является как бы выводом из предыдущих. Дети должны понимать смысл каждого правила. Что значит писать красиво? Писать чисто без помарок, не заходить на поля, стараться писать так, как в прописях, написать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
В 3 классе к этому правилу добавляются требования писать не только красиво, но и быстро». В другой статье [5] по методическим рекомендациям по курсу «Каллиграфия» прописаны основные требования к каллиграфическому письму:
1. Соблюдение размеров рабочей строки: все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку соблюдать рабочую строку на основе «чувства строки», которое вырабатывается в ходе письма с комментированием на подготовительном и основном этапах обучения письму.
2. Соблюдение правильного единообразного угла наклона при письме: тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклон можно по косым линейкам в тетради.
3. Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками: расстояние между элементами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и, буквы т, м, ф, ш, щ шире и в полтора раза.
4. Соединение элементов в букве, букв в слове должно производиться по алгоритму трех видов соединения: верхнего, нижнего, среднеплавного.
5. Письмо буквенных комплексов и слов должно быть плавным, связным: надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (первый класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две буквы (2 класс), две-три буквы (3 класс), три-четыре буквы (4 класс); останавливаться можно лишь в начальной точке.
6. Писать надо без постоянного напряжения: рука напрягается при письме линий вниз, считаем: «раз, два, три»; при письме линий в сторону вверх рука расслабляется, считаем «и».
7. Писать надо быстро: чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать правила 5и 6.
8. Писать надо красиво: на протяжении всего периода обучения письму вырабатываются критерии красивого письма - чисто, без помарок, четко, по правилам 1-7 и т.д.
Вывод:
Методы при обучении письму в различных книгах и статьях похожи друг на друга, это значит, что они подчинены основным общим принципам обучения письму. По ним рассматриваются критерии качества проведенного урока.