Педагогические условия формирования мотивации у младших школьников в учебном процессе
Одна из основных задач учителя – постоянно усиливать мотивацию учения учащихся, так как именно она определяет успешность протекания познавательных процессов, способствует повышению эффективности обучения. В таких условиях повышается работоспособность детей, облегчается запоминание и усвоение нового учебного материала. Учитель должен стремиться к созданию в классе благоприятных условий для повышения работоспособности детей [1; 44].
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических, педагогических методов и методических приёмов.
Методами, наиболее надёжными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:
длительное изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимся поступками и различными проявлениями мотивации учащихся;
индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач, этот метод является самым надёжным средством выявления мотивации;
сотрудничество учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми «диалогическими техниками».
Каждый из названных выше методов изучения лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное задание).
Полученные с помощью разных методических приёмов данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся [3; 6-7].
Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель должен: поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; ободрять учеников при возникновении у них трудностей; поддерживать положительную обратную связь; заботиться о разнообразии методов обучения; приучать учеников к напряжённому познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремлённость; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; учить определять цели, задачи, форму выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; формировать чувство долга, ответственности; учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделана физкультпауза (около трёх минут) или будет изменена форма подачи материала [6; 149].
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им – чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [8; 311].
Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого ученика мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Педагогически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом [6; 157].
Формирование познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. При традиционных способах обучения формирования познавательной мотивации может и не быть. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка - в школе возникает система принуждения. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. Для этого требуются коренные и радикальные изменения содержания обучения в школе. Это было осуществлено в 60 - 70х годах в экспериментальных школах под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова [4; 162].
Существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Среди благоприятных: 1) положительное отношение к школе у большинства детей 6 - 9-летнего возраста; 2) полное доверие к учителю; 3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность.
Неблагоприятные условия: 1) неустойчивое внимание; 2) неустойчивые интересы; 3) информированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь делать самим, то ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.
Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог должен постоянно изучать действующие в нём мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей [6; 147].
Предметом анализа учителя должны стать такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние его умения учиться, весьма сильно влияющего на мотивацию.
Опытный учитель, умеющий целостно воспринимать ученика, всегда мысленно сопоставляет мотивацию учения с тем, как умеет это ученик учиться. Внимательно наблюдая за учащимися, учитель подмечает, что интерес к учению, возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Вместе с тем порой в практике эффективность учебной работы, успеваемость школьников оцениваются без учёта их мотивации, а мотивация и познавательные интересы школьников изучаются в отрыве от анализа умения учиться.
Покажем, как связаны разные типы отношения школьника к учению с характером его мотивации и состоянием учебной деятельности.
Для отрицательного отношения школьников к учению характерно следующее: бедность и узость мотивов; познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату; не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности; учебная деятельность не сформирована; отсутствует умение выполнять действие по развёрнутой инструкции взрослого; отсутствует ориентация на поиск разных способов действия.
При положительном отношении школьников к учению в мотивации наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; широкие социальные мотивы долга; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем. Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу и инструкции, а также простых видов самоконтроля и самооценки [3; 11-13].
Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика» говорит о роли учителя в формировании у детей стремления к знанию, или познавательной мотивации: «…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…».
Жан Жак Руссо в своем произведении «Эмиль, или О воспитании» рассуждает о том, как нужно поддерживать в ребенке интерес к приобретению знаний: «…чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворить ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему самому решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял, пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее» [7; 2].
Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
В последнее время в практику обучения активно внедряются различные системы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков и др.). Новые программы построены на принципиально ином подходе к определению содержания обучения и способов его организации, что позволяет в большей мере реализовать возрастные возможности младших школьников в усвоении системы научных знаний, и способствует развитию у детей устойчивых учебно-познавательных мотивов [2; 358].
Из всего вышесказанного нами можно сделать вывод: учитель должен постоянно изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Для этого он может использовать наблюдение, беседы, индивидуальный формирующий эксперимент и др. методы. Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог должен постоянно изучать действующие в нём мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Педагог должен хорошо знать приёмы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Использованная литература:
Григорян С.Т. 14Проблема мотивации учения школьников в советской психологии: уч. пособие к спецкурсу / С.Т. Григорян. – М.: МГПИ и м. В.И. Ленина, 1985. – 115с.
Дубровина И.В.16 Психология: уч. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 1999. – 464 с.
Маркова А.К. 27Формирование мотивации учения: книга для учителя [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
Обухова Л. Ф. 34Детская психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
Педагогическая психология 36/ под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. - 400с.
Подласый И.П. 38Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 399с.
Румянцева Ю.Н. 45Подготовка студентов к формированию познавательной мотивации у младших школьников / Ю.Н. Румянцева // Начальная школа. – 2005. – №4. –С.78-80.
Фридман Л.М. 56Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2004. – 480 с.