Педагогический опыт
Актуальность опыта. Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное
место в современном образовательном процессе.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:
Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
Содействовать формированию познавательного интереса
учащихся в усвоении учебного материала;
Развить общеучебные умения и навыки; творческие способности;
Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к предмету.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемых мною предметов, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе, в том числе и информационно-коммуникативные.
Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Информационно-коммуникативные технологии на уроках начальной школы ». К данной теме я обратился в связи с тем, что столкнулся со снижением интереса детей к предметам. Я остановился на информационно-коммуникативных технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Научность в представляемом педагогическом опыте концепция модернизации образования нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе. Основная проблема: – как эффективно использовать ТСО и ИКТ в образовательной деятельности? Как измерить эффективности применения ТСО и ИКТ на уроке с точки зрения реальных достижений обучающихся? Какой должна быть роль учителя при организации урока с компьютерной поддержкой? Мною выдвинута гипотеза что, если в структуре образовательных процессов в современных условиях образовательного пространства школы использовать ИКТ-технологии с учетом их методических и дидактических особенностей, то образовательные процессы станут более эффективными. Объектом моей работы стали ИКТ технологии на уроках в начальной школе. Предметом – выявление и применение наиболее лучших форм работы с ИКТ.
Применяю следующие виды уроков:
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ТСО и ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации.
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ТСО и ИКТ в качестве иллюстративного материала.
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ТСО и ИКТ.
Защита проектных работ учащимися с использованием ТСО и ИКТ.
Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ТСО и ИКТ (включая в работу тест, текст, видеоматериалы, материалы готовых CD, презентации, разработанные учителем, учащимися).
Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Описание основных элементов представляемого педагогического опыта
использование информационно коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании предметов, активно использую новые информационные технологии.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках :
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса технологическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карты, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много.
Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по предметам и внеурочной деятельности. Продуктом проекта – презентацией я пользуюсь при объяснении тем. Мои ученики также очень много создают различные тематические презентации. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Я также провожу уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности. Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации творческого подхода при обучении на уроках и актуален в настоящее время.
Этапами исследовательской деятельности является:
Знакомство со свойствами новых материалов.
Оценка качества товара.
Обсуждение социальных проблем.
Социологический опрос учащихся о востребованных профессиях.
Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel.
Составление компьютерной презентации.
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, тестов, кроссвордов и т.д.). Всем известно, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
в подготовке и проведении общешкольных праздников;
в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
в организации работы с органами ученического самоуправления.
Использую ИКТ и в организации дополнительного образования. Выпуск газет осуществляется параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированием, поиском информации в Интернете, работой с компакт-дисками. Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Я могла бы еще продолжить свое повествование о том, как можно повысить желание ученика учиться, но позволю себе сделать выводы.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании технологии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты:
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Я сам постоянно повышаю свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий. Я самостоятельно научился создавать презентации с помощью программы Power Point, освоил программу Microsoft Excel, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети и многое другое.
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе.