СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт работы по модели непрерывного профессионального саморазвития обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стержнем модели саморазвития человека является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает  у них необходимость действовать по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять ее убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему  часть общего дела).

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт работы по модели непрерывного профессионального саморазвития обучающихся»

Департамент образования Ивановской области

ОГБПОУ Фурмановский технический колледж







Педагогический опыт работы по модели непрерывного

профессионального саморазвития обучающихся на уроках учебной практики по профессии «электромонтер».














Выполнил:

мастер

производственного

обучения

Спиридонов Г.Б.





Фурманов 2020 г.

Эссе «Моя педагогическая философия»

                                              Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
                                               Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
                                               Пройти по всей земле горящими ступнями,
                                               Все воспринять и снова воплотить.





      Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.                                               

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем – мастером производственного обучения. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

В первые годы своей педагогической деятельности я был мастером производственного обучения по профессии «помощник мастера прядильного производства», затем по профессиям «электромонтер» и «автомеханик».

Производственное обучение по этим профессиям начинается с слесарной обработки металлов. И все эти годы приятно видеть, что первые робкие неумелые движения напильником, ножовкой, гаечным ключом постепенно становятся уверенными и из под рук учащихся выходят красивые и полезные изделия из металла. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях.   

 В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Иногда опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Дети, как опытные психологи, чувствуют, «вычисляют» таких педагогов за считанные минуты, они не прощают высокомерия. Если педагог хочет быть востребованным в современном лицее, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

В 1993 году я познакомился с технологией «Саморазвития человека» профессора К.Я.Вазиной. Работая в этой авторской школе с 1993 по 2001 год по «Модели непрерывного профессионального саморазвития человека» менялось мое мировоззрение на мир и роль педагога в образовании.

 Основой  всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.  На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых  методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные  формы и новые  технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности на   уроках нет места.  Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на развитии общих и профессиональных компетенций.

                                              Не привыкайте к чудесам,-
                                                        Дивитесь им, дивитесь!
                                                Не привыкайте к небесам,
                                                 Руками к ним тянитесь.
                                             Приглядывайтесь к облакам,
                                                    Прислушивайтесь к птицам,
                                            Прикладывайтесь к родникам,-
                                                         Ничто не повторится.
                                                         За мигом миг, за шагом шаг
                                                         Впадайте в изумленье.
                                                         Все будет так - и все не так
                                                         Через одно мгновенье.
                                                                                                        В.Шефнер.

 Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь учащемуся найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.  Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

«Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал Гете. Если угодно, – это ещё один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том смысле, что на моих уроках чувства учащихся всегда найдут себе пищу. Посмеяться  шутке,  удивиться  гениальному  творению, помочь в работе, открыть себя.

Очень важным мне кажется  стиль отношений с учащимися, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Если педагог страдает от  синдрома эмоционального выгорания, то работать в лицее нельзя. Очень важно уметь понять учащегося, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитал,  что  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в учебно- воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим учащимся в лицее, на уроках производственного обучения,  создать уютную обстановку в группе, доверять своим ученикам, и они отвечают мне благодарностью. Что бы я хотел видеть в своих учащихся? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

  Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво  выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее России. Я верю. 


Содержание



Введение

  1. Теоретические основы модели “Саморазвитие человека” .

  2. Элементы модели непрерывного профессионального саморазвития учащихся на уроках производственного обучения по профессии «электромонтер».

  3. Заключение .

Приложения.

Список литературы.




























Введение.

Профессиональное образование в современном мире должно быть

компетентно-ориентированным - это объективное явление в образовании,

которое вызвано к жизни социально-экономическими, педагогическими и иными предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый спектр новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Их формирование требует несколько иных педагогических технологий.

На сегодняшний день педагогические технологии в нашей стране, еще не получили должного признания. Более того, многие педагоги вообще отрицательно относятся к самой идее создания педагогических технологий. Вместе с тем, на мой взгляд педагогические технологии - не дань моде научно-технического времени, а насущная необходимость современного образования. Необходимость перехода от методики преподавания учебных дисциплин к технологическому учебному процессу, т.е. реальная замена вербальной модели обучения, моделью саморазвития человека. Понять и осознать необходимость данного перехода позволяет сравнительный анализ данных моделей.

Функция вербальной модели сводится, коротко, к передаче знаний, и умений по учебному предмету. Вне педагогического воздействия остается сам процесс усвоения учеником культуры, его познавательная деятельность. К тому же еще предметное обучение, “разрывая” единство и многообразие мира, существенно усложняет осмысление, систематизацию получаемых знаний. Из этого проистекают ошибки в практической деятельности обучаемого, неумение их исправить, что вызывает неуверенность ученика в себе, в своих способностях и, как следствие, порождает пассивность.

При этом, если ученик с учебной программой не справляется, его еще и наказывают (неудовлетворительные оценки, гласное при сверстниках осуждение, навешивание оскорбительных ярлыков, вызов родителей, исключение из учебного заведения и т.д.)

Такая модель неизбежно рождает авторитарный тип отношений между педагогом и обучаемым, когда ученику отводится роль пассивного “приемника” знаний, исполнителя педагогической воли. Модель сосредотачивает, “замыкает” педагога на передаче предметного содержания, и в его деятельности не остается места главному - организации процесса развития личности. В данной модели обучения преобладают индивидуальные формы работы, которые не создают оптимальных условий для развития. Ученик в ходе познания всегда остается один на один со своими затруднениями и сложностями. А непреодолимые трудности в учебной деятельности вызывают у него нежелание учиться, что в свою очередь, порождает интеллектуальную, социальную пассивность, безответственность, нередко и безнравственность поступков.

Эта модель обслуживается в основном вербальными средствами обучения: знания передаются путем объяснения нового материала, а не организацией поисковой деятельности ученика, многочисленными сентенциями, а не осознанием учеником своих поступков. Обучение по такой модели чревато некомпетентностью выпускников.

Стержнем модели саморазвития человека является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять ее убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела). Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

На мой взгляд, данная модель наиболее полно воплощается в режиме коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМД), где все функционально связаны между собой общим познавательным интересом. Коллективы становятся механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.

Результат поиска осознается путем обязательной рефлексии (в отличии от первой модели, где рефлексия деятельности отсутствует). Рефлексия - это самосознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий своей практической деятельности и, в конечном результате на развитие личности.

Главная ценность КИМД заключается в органическом единстве практической и теоретической деятельности.

Для большей наглядности аналитическое сопоставление рассмотренных моделей обучения можно представить в виде таблицы:

Вербальная модель обучения

Технология КИМД

ПО ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ

сообщение знаний, умений, навыков по предмету.

развитие системы потребностей-способностей у учащихся: духовных, интеллектуальных, сенсорных, социальных, профессиональных.

ПО СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ

содержание разделов, тем учебного предмета.

система общественных отношений (взаимодействие с людьми, природой, техникой);

потребности-способности учащихся;

учебный предмет становится средством развития отношений.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

непрерывная (45 мин.) смена предметного содержания, что “разрывает” содержание, не дает возможность глубоко им овладеть.

погружение в предмет (день, месяц, семестр);

чередование различных видов деятельности в течение учебного дня: интеллектуальной, духовной, физической, сенсорной и т.д..


ПО СТРУКТУРЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

оргмомент, объяснение, практические задания, опрос

организация целевого пространства (развивает потребность в познании);

организация поискового пространства (развивает познавательную активность, творчество, собственную позицию);

организация рефлексивного пространства (развивает оценочную деятельность, способность находить и исправлять ошибки, отвечать за собственную и общую деятельность). Технология обеспечивает четкий алгоритм управления.


ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

знания, умения, навыки по предмету, “разрыв” между предметными содержаниями, оторванность от жизни обучаемого

развитие потребностей-способностей, системы деятельности, позволяющих строить отношения с людьми, природой, техникой, с самим собой по законам объективного мира

Технология КИМД – непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучаемых.

Технология состоит из системы проблемных ситуаций, которая

обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным.

В данной работе представлены элементы модели непрерывного профессионального саморазвития учащихся на уроках производственного обучения по слесарной обработке металлов , построенная на научной концепции профессора К.Я.Вазиной .

Предлагаемый педагогический опыт является результатом многолетнего сотрудничества с автором (через монографии ) новой педагогической технологии в ее авторской школе «Саморазвитие человека» (через кандидата педагогических наук Н.Е.Отвагину – члена авторской школы).












































1.Теоретические основы модели “Саморазвитие человека” .

Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности базируется на новой образовательной идеологии, в основу которой положена модель «Саморазвитие человека» доктора педагогических наук К.Я.Вазиной.

Сущность модели состоит в том, что она способна обеспечить непрерывное развитие человека как главной духовной, интеллектуальной, производительной силы страны.

Успех использования любой технологии обеспечивается необходимым и достаточным технологическим инструментарием.

Необходимость и достаточность инструментария технологической организации развивающего пространства определяется на основе инвариантной структуры деятельности: «цели – средства – действия – результат – рефлексия». При этом цели задают вектор развития и саморазвития человека, включая в себя прогнозируемый результат (изменение личностных качеств, успешность деятельности и т.д.), а средства обеспечивают выбор способов и дозированное управление развитием с получением прогнозируемого результата. Поэтому, как уже отмечалось, система средств деятельности выступает в этой технологии ключевым компонентом ее организации.

Во вселенском пространстве, все звенья которого неразрывно спаяны друг с другом, для саморазвития человека существует система средств, основанная на алгоритмах функционирования микро- и макромиров. Человек как система вселенского мира тоже является средством для развития других систем и, вместе с тем, собственного развития. Поэтому первое и главное средство развития и саморазвития человека – это сам человек.

В пространстве образовательного учреждения развивающей средой саморазвития (созидательного или разрушительного) является каждый: администратор, классный руководитель, мастер группы, учащийся. Избежать разрушительных последствий негативного взаимовлияния здесь возможно благодаря технологической организации жизнедеятельности коллектива.

Новый концептуальный взгляд на человека и современный образовательный процесс требует введения системы новых технологических средств.

К таким средствам К.Я.Вазина относит:

  • модуль;

  • древо понятия;

  • семантическое поле;

  • ситуацию.

Все они разработаны ученым с целью формирования мировоззрения, мироощущения, мировосприятия человека, направлены на познание единства и многообразия мира, на «кристаллизацию» человеческих и профессиональных позиций, на воспитание осознанного отношения к себе, к окружающей действительности.

Модуль в технологии К.Я.Вазиной выступает средством развития сознания человека и служит для системного познания мира.

Модуль позволяет человеку, включенному в общую деятельность, последовательно производить осознанные взаимодействия в зоне общих целей – в этом его особенная ценность как универсального средства развития сознания.

Системное отражение мира в сознании человека задается самой структурой модуля: выбор нужной системы (постановка цели деятельности), исследование ее структуры, функций, норм, способов функционирования. Происходит последовательная перекодировка законов функционирования системы в алгоритмы ее деятельности. Модуль практически позволяет человеку раскодировать сущность системы, «увидеть» ее в динамике и опять закодировать, то есть системно «заложить» в сознание.

Благодаря модулю человек дозирует содержание деятельности, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью, осознает, что он «принимает» и зачем ему это нужно.

Таким образом, модуль является инвариантным средством организации системы деятельности (построения отношений в условиях функционирования системы) и осуществления информационного обмена между людьми.

Древо понятия – средство самостоятельного приобретения знаний, осознания объективных норм взаимодействия с окружающей средой.

Основанием для создания этого средства явилась установка на выработку умений понимания сущности информационного обмена в окружающем мире.

При взаимодействии человека с любой системой вселенского пространства информация поступает к нему в «чужой», «инородной» форме. В зависимости от цели деятельности в ней выделяются главные информационные единицы, представляющие интерес для субъекта деятельности в данный момент. Остальная же информация или совсем не принимается, или становится сопутствующей (фоновой). Чтобы правильно принять информацию, необходимо переструктурировать ее форму, а для этого нужно «развернуть» форму, взять то, что ценно, и заложить в свою форму. Так строится процесс приема информации человеком. Для систематизации этого процесса и используется, прежде всего, древо понятия.

Семантическое поле – средство развития самосознания.

Семантическое поле создается для конструирования системы ключевых понятий в рамках модулей, входящих в содержание той или иной обучающей программы.

Ситуация – средство составления организационной модели развивающей среды. Используя данное средство, необходимо понимать следующее.

Источник саморазвития человека находится в тех пространственно–временных координатах, в которых мы живем. Они названы нами «развивающим пространством». Микропространство в рамках этих координат мы называем «ситуацией».

Ситуация содержит в себе механизмы саморазвития (внутренний – сам человек и внешний – коллектив), а также цели и средства деятельности.

Результатом жизнедеятельности человека в условиях ситуации являются выработка потребностей-способностей, изменение духовности, сознания.

Каждая развивающая технология состоит из специфической системы проблемных ситуаций. По сути, все развивающее пространство в образовательном учреждении может быть представлено системой проблемных ситуаций.

Последовательность действий в условиях проблемной ситуации соответствует инвариантной модели деятельности: «цели – средства – действия – результат – рефлексия».

Технологический процесс состоит из трех развивающих микропространств: целевого, поискового (продуктивного) и рефлексивного. Эти пространства функционально связаны между собой, поэтапно перетекают одно в другое и создают единое развивающее пространство. Деятельность в этих пространствах и является содержанием развивающей проблемной ситуации.








2.Элементы модели непрерывного профессионального саморазвития учащихся на уроках учебной практики по профессии «электромонтер».

В ходе своего педагогического опыта с 1982 по 1993 год я понял. что старые «вербальные» технологии, не развивают учащихся как личность, а развивают у них «мертвые» знания, умения и навыки.

Познакомившись в 1993 году с моделью «Саморазвитие человека», постепенно стало меняться мое мировозрение на природу, мир, роль педагога в учебно-воспитательном процессе.

Отсюда и появилась новая профессиональная позиция – непрерывное творческое саморазвитие себя и учащихся. Ядром моей педагогической деятельности стало содружество, сотоварищество с учащимися на равноправных условиях. Я понял, что каждый учащийся творец, кузнец своего очага. И моя главная функция, как мастера производственного обучения, это создание необходимых и достаточных средств, для того, чтобы учащиеся почуяли себя и реализовали свои уникальные человеческие способности. В основу педагогической деятельности легло выращивание творца мыслей, образов, замыслов.

В результате я пришел к выводу, что оптимальной технологией развития творческой личности является технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМД).

Осознав это, я начал перестраивать содержание учебной практики в целом и урока в частности.

Свою авторскую программу я перевел на систему модулей, при помощи которых последовательно перекодируются всеобщие, общие, частные, естественно-научные и социальные законы в практические действия и деятельность учащихся.

В программу вошли следующие модули:

- деятельность человека в системе «Слесарное дело»;

- деятельность человека в системе «Чтение и разработка конструкторско-технологической документации при изготовлении слесарных изделий (деталей)»;

- деятельность человека в системе «Контрольно-коррекционные операции при изготовлении слесарных изделий (деталей)»;

- деятельность человека в системе «Ручные слесарные работы»;

- деятельность человека в системе «Машинно-ручные слесарные работы»;

- деятельность человека в системе «Соединение узлов, групп, деталей в слесарном изделии»;

- выявление уровней способностей человека в системе «Слесарное производство».

Чтобы понять сущность протекания информационного обмена в окружающем мире применяю средство – «древо понятий».

Так, например, при погружении в предмет по модулю 1 “Деятельность человека в системе «Слесарное дело»” учащиеся открывают для себя смыслы таких понятий как: человек, саморазвитие, способность, норма, цель, действие, средство, результат, рефлексия, исследование, проектирование, исполнение и т.д..

Работа с каждым понятием проходит по одному алгоритму: находится слово в разных словарях и заполняется первый ряд «древа». В него входят все культурные смыслы употребления данного слова. Если учащийся цель познания не реализовали, они исследуют первый ряд понятий, выделяют заинтересовавшиеся слова, находят разные смыслы его употребления – пристраивают второй ряд «древа», и так продолжается до тех пор, пока они не удовлетворят свой познавательный интерес, не реализуют свою внутреннюю цель.

Если познавательный интерес исчерпан, то они исследуют «древо понятий» и конструируют выводное знание под свою цель.

После обсуждения внутри творческих микрогрупп, а так же между ними принимается культурная норма какого либо понятия. После погружения в предмет, учащиеся постепенно входят в проблемные ситуации, на которые раздроблен каждый модуль программ. Здесь я выделил бы три вида ситуаций: ситуация по деятельности учащихся в отдельной слесарной операции, ситуация по деятельности комплексного характера – изготовление слесарных изделий (деталей), ситуация выявления уровня общих и профессиональных компетенций (творческое задание). В первых двух видах проблемных ситуаций использую правила технологии КИМД .

Рассмотрим организацию работы по этой технологии на примере модуля «Опиливание металла», который состоит из четырех проблемных ситуаций. Первая ситуация называется «Усвоение рабочего положения, рабочих движений и балансировки напильника при опиливании».

1.Организация целевого пространства.

1.1. Наладка внешнего механизма саморазвития учащихся.

Группа из 15 учащихся разбита на три творческие микрогруппы по 5 человек. Так как, микрогруппы были созданы ранее, то идет их корректировка. Учащимся предлагается продиагностировать свое внутреннее настроение, свой внутренний настрой на продуктивную деятельность в начале занятия по таблице «Критерии внутреннего состояния человека». Результаты зафиксировать в дневнике непрерывного профессионального саморазвития учащегося. На этой стадии происходит рефлексия состояния каждого учащегося, самого мастера производственного обучения и группы в целом. Результаты заносятся в аналитическую тетрадь производственного обучения, а именно в аналитическую таблицу исследования внутреннего состояния на уроке производственного обучения.

Рефлексия предыдущего занятия.

Предлагаю учащимся поиграть в игру «Слесарный ринг». Игра состоит из трех раундов которые проходят одновременно:

- первый раунд «Тестирование» (участвуют два человека от каждой микрогруппы). Этот раунд проходит на компьютерах, где установлены программы с тестами. Результаты обоих участников команды суммируются и переводятся в баллы.

- второй раунд «Выявление неисправности слесарного инструмента» (участвуют по два человека от каждой микрогруппы). Команды исследуют слесарный инструмент, выявляют неисправности, результаты заносят в таблицу.

- третий раунд «Организация рабочего места слесаря » (участвуют по одному человеку от каждой микрогруппы). Необходимо организовать рабочее место перед опиливанием металла. За правильную организацию-10баллов,с недостатками-5баллов,за неправильную-3балла.

Результаты всех трех раундов заносятся в аналитическую таблицу ситуации производственного обучения и происходит общегрупповое обсуждение итогов.

1.2. Постановка проблемы.

Задание. Происследуйте полуфабрикат слесарного изделия «накладка для замочной скважины» и ответьте на вопрос: «Какая слесарная операция по алгоритму изготовления данного изделия должна следовать за резкой ножницами?».

Учащиеся определили, что это слесарная операция – опиливание. Затем я задаю вопрос: «Почему у начинающих слесарей встречаются мозоли и раны на руках при опиливании металла?». Так учащиеся сами определяют название проблемной ситуации. В этот момент целевого пространства учащийся ставит цель на развитие общей и профессиональной компетенции. Например: цель предметная – усвоить рабочее положение, движение и балансировку напильника при опиливании металла и цель на развитие личностных качеств – развить самостоятельность, умение самоконтроля и самоанализа. Эти цели фиксируются в дневниках непрерывного профессионального саморазвития учащихся.

1.3. Подбор средств для реализации целей.

Цели определены. Теперь необходимо определить средства для реализации намеченных целей. После обсуждения в группе принимаем нормированный набор средств на данную ситуацию .

1.4. Проектирование результата.

Задаю вопрос: «Что будет результатом нашей деятельности в этой ситуации?». После обсуждения учащиеся осознают, что результат двоичен: готовое слесарное изделие «накладка для замочной скважины» и развитие профессиональных и общих компетенций .

1.5. Выделение ключевых понятий, рефлексия целевого пространства.

После обсуждения в группе принимаем ключевые понятия: «рабочее положение», «рабочие движения», «балансировка напильником» при опиливании металла. Задаю вопросы: «Что исследуем?», «В какой последовательности?», «Какие используем при этом средства?», «Какие действия производим?», «Что получаем в результате?».

2.Организация поискового пространства.

2.1. Корректировка целей и средств деятельности.

Итак цели определены, средства выбраны. В этот период я предлагаю подкорректировать каждому учащемуся свои поставленные цели.

2.2. Определение общего способа деятельности.

Сговариваемся с учащимися о творческой деятельности по алгоритму:

исследование - проектирование - исполнение - контроль (коррекция).

2.3. Реализация программы общей деятельности.

Задание. Происследуйте инструкционную карту «Усвоение рабочего положения при опиливании» и спроектируйте норму действий для практического усвоения.

После группого обсуждения принимаем нормы на практическое исполнение.

Задание. Происследуйте инструкционную карту «Рабочее движение и балансировка напильником при опиливании» и спроектируйте норму действий на практическое исполнение данного задания.

После группого обсуждения принимаем нормы на практическое исполнение.

Задание. Происследуйте заготовку слесарного изделия «Накладка для замочной скважины» и спроектируйте норму действий на практическое исполнение данного задания.

После группого обсуждения принимаем нормы на практическое исполнение.

Задание. Спроектируйте инструкцию по безопасности труда при опиливании металла, при этом дополните инструкцию недостающими фразами. Сравнить с образцом.

Задание. Исполните практический показ упражнений.

В этот момент одна микрогруппа показывает, другие исследуют действие, контролируют и корректируют. Затем микрогруппы меняются местами.

После практического показа всеми учащимися идет групповое обсуждение результатов первичного усвоения профессиональных компетенций.

Задание. Спроектируйте критерии оценки – самооценки по усвоению профессиональных компетенций по нашей ситуации.

После группого обсуждения принимаем нормированные критерии. После этого учащимся выдаются тесты (с критериями оценки – самооценки и начинается практическая часть ситуации. Я выступаю на этом этапе в роли консультанта и контролера, работая по запросам учащихся индивидуально. Учащиеся выполняют тесты в основном самостоятельно

2.4. Выработка индивидуальных и групповых позиций.

На этом этапе учащиеся производят оценку своей деятельности, а так же оценку практической деятельности микрогруппы по разработанным критериям.

3.Организация рефлексивного пространства.

3.1. Задание. Отрефлексируйте свою деятельность в ходе нашей ситуации.

Результаты реализации своих целей зафиксируйте в тетрадь непрерывного профессионального развития.

3.2. Вопрос: «Какие ошибки в своей деятельности, и каковы их причины?».

Результаты занесите так же в тетрадь.

3.3. Обсудите в микрогруппах оптимальные способы по устранению

допущенных ошибок. После обсуждения принимаем групповую норму. Продиагностируйте свое состояние в конце занятия, результаты запишите в таблицу.

Уроки производственного обучения, проводимые по технологии КИМД, стали иметь творческий учебно-познавательный характер. В ходе проблемных ситуаций у учащихся формируется техническое, технологическое, экономическое мышление. Я отошел от принципа: “Смотри и делай как я”. Организую деятельность по принципу: “Прежде чем выполнять практически - подумай , осмысли, осознай!”.

Развивающая технология КИМД имеет два уровня организации: стандартный (функционирование человека в штатных ситуациях) и творческий (функционирование человека в нештатных, экстремальных ситуациях).

Первый уровень требует от человека овладения культурными нормами через точное использование средств в стандартных условиях. На этом уровне обеспечивается простое воспроизводство культуры.

Второй уровень требует от человека творческого использования имеющихся средств или создания новых для реализации цели в нестандартной ситуации. Это порождает новые способы деятельности. Именно в них и состоит высшая ценность для самого человека и для общества. Этим уровнем обеспечивается расширенное воспроизводство культуры – творчества.

Кроме занятий по технологии КИМД, где в основном проявляется творчество мышления, и сам процесс – как творчество, провожу уроки по техническому творчеству, т.е. активизирую рационализаторскую и изобретательскую деятельность по улучшению и созданию приспособлений, предметов бытового назначения, других изделий. В ходе этих уроков учащиеся получают задания сконструировать то или иное изделие. К заданиям прилагаются две подсказки. В первой подсказке содержится дополнительная информация о требованиях к конструктивному объекту, которая поможет сузить диапазон творческого поиска и направить воображение учащихся в нужное русло. Если учащиеся не могут выполнить задание с первой подсказки, предполагается вторая. Она касается отдельных элементов изделия. Ход размышлений учащихся при разработке конструкций отражают на листах бумаги, которые сдаются вместе с окончательным видом изделия на эскизе. Учащиеся совместно с педагогом оценивают предложенные конструкции, сравнивают их с заранее подготовленным образцом, выбирают лучший вариант и изготавливают. По итогам работы выставляются оценки. Первая (основная) – за конструирование изделия. Оценка “5” ставится за успешное выполнение задания без подсказок или с использованием только первой карточки-подсказки, а оценка “4” – обеих карточек-подсказок. Вторая (дополнительная) – оценка выводится за качество практического выполнения работы. Оценки не могут быть ниже “4”. При составлении и подборе заданий на “творчество” следует стремится к тому, чтобы конструируемые изделия могли быть использованы в качестве объектов труда. Приведу некоторые образцы (варианты) конструкции изделий.

Задание №1.Сконструировать простейшую модель ветряного двигателя.

Карточки подсказки: 1) модель поворачивается вокруг оси. 2) одной из основных деталей модели является жестяной пропеллер;

Задание №2.Сконструируйте подставку для компактного хранения инструментов небольших размеров (отвертки, чертилок, надфилей и т.д.)

Карточки подсказки: 1) подставку можно прикрепить к столу или дверке шкафа. 2) она изготавливается из одного куска профильного металла;

Задание №3. Сконструируйте ручные тиски для закрепления заготовки при сверлении в ней отверстий на сверлильном станке.

Карточки подсказки: 1) тиски должны быть легкими по весу и с одним раздвижным концом. 2) основными деталями изделия являются две дощечки, подвижно соединенные между собой.


















Заключение.

Продуктивная творческая деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности. В связи с этим была проведена анкета для учащихся, где они указывали, какие качества у них развились благодаря технологии КИМД на уроках производственного обучения.

Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента

Вопрос: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения творческих проектов на уроках производственного обучения?

Данные опросника я представил в виде таблицы и графически.


Качества творческой личности Ответы учащихся (%)

№ вопроса

Качества творческой личности

Ответы учащихся (%)

1

Целеустремленность

73,9

2

Воля

34,8

3

Познавательная активность

26

4

Эмоциональность

17,4

5

Любознательность

47,8

6

Лидерство

13

7

Смелость

69,6

8

Решительность

26

9

Самоконтроль

43,5

10

Открытость

30,4

11

Независимость

8,7

12

Инициативность, активность

21,7

13

Чувство юмора

39,1

14

Яркое воображение

47,8

15

Оригинальность

39,1

16

Увлеченность

56,5

17

Сообразительность

43,5

18

Гибкость мышления

17,4


Рисунок 1. Качества творческой личности


Для большей наглядности результатов построим два отдельных графика, по наибольшим результатам по анкетированию, и по наименьшим.

Рисунок 2. Наиболее сформированные качества творческой личности (по мнению участников эксперимента)


Рисунок 3. Наименее сформированные качества творческой личности (по мнению участников эксперимента)


Таким образом, мы можем сделать вывод, что исходя из результатов анкетирования , разработанная модель «Саморазвития личности» позволяет учащимся говорить о достаточной сформированности таких качеств творческой личности как целеустремленность, смелость, увлеченность, любознательность и сообразительность. Развитию же других качеств следует уделять более пристальное внимание, с помощью использования разнообразных заданий в рамках данной модели.

Использование элементов технологии КИМД в моей практике позволяет:

значительно повысить интерес моих учеников к предмету производственное обучение (слесарная обработка металлов);

овладевая способами деятельности и рефлексией, учащиеся оказываются способными к активной, самостоятельной деятельности;

развивать творчество, демократичность в общении, рефлексивные способности;

вырабатывать у них персональную ответственность;

формировать человека социально активного, профессионально грамотного и нравственного;

повысить показатели качества знаний учащихся до 80%;

добиться 100% успеваемости;

Все это позволяет рекомендовать КИМД, как одну из активных форм обучения на современном этапе.

Главная ценность любого общества и государства – люди.

Человек, являясь духовно–природной саморазвивающейся системой, не только постоянно овладевает накопленным до него опытом, но и непрерывно вырабатывает новые способы жизнедеятельности в динамично меняющихся ситуациях. Именно эта способность ситуативной действенной адаптации к внешнему миру обеспечивает человеку свободу, возможность жить радостно, творчески, быть мерой всех вещей. И эта же способность делает его самым ценным, незаменимым средством развития, процветания общества и государства. Отсюда: если общество и государство окажутся способными организовать образование по модели саморазвития человека, то они практически обеспечат себя инициативными, творческими профессионалами, которые преумножат их благосостояние. Такой подход, по моему мнению, наилучшим образом раскрывает пути слияния интересов человека, общества и государства.
























Список литературы.

.1 Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. - 216 с.

.2 Вазина К. Я. Модель саморазвития человека. - Н. Новгород: Изд-во Волжск. гос. инж.-пед. ин-та, 1999. - 280 с.

3. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.

4. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: Концепция, опыт / ГУ ПТО Челяб. обл. - Челябинск, 1997. - 242 с.

5. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония знания и веры. - М.: Изд-во МПСИ, 1997. - 212 с.

6. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. Учебник для подготовки рабочих на производстве. Издание 6-е переработано. М.: Высшая школа, 1976. - 464 с.

7. Мокрецов A.M., Елизаров А.И. Практика слесарного дела: Учеб. пособие для проф.обучения рабочих на производстве, - М.: Машиностроение, 1989. - 288 с.

8. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Ч.II. Справочник для руководителей и специалистов. Изд.6-е (доп. и перераб.). Серия "Библиотека руководителя", Мышевици, изд. УПЦ "Талант". 2012. - 224 с.

9. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования, Б.С.Покровский, В.А.Скакун. - М.: издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.

10. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.

11. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2014 – 80 с.

12. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2012. – 272 с.

13. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru.

14. И.С. Якиманская «Личностно – ориентированное обучение в современной школе», 1996 г.

15. К.Г. Поташникова «Личностно – ориентированное обучение: от концепции до технологии», 2009 г.