ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников».
АВТОР:
Михайлова Татьяна Петровна
учитель начальных классов
МБОУ Кайдаковской СОШ
2019 год
http://aida.ucoz.ru
Актуальность
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
http://aida.ucoz.ru
Противоречия:
между структурой, приемами, подходами к уроку и функциональным состоянием организма младшего школьника;
между некомфортными условиями обучения и адаптивными возможностями организма младшего школьника;
между временным режимом общеобразовательной школы и физиологическими потребностями организма младшего школьника;
между нервно-эмоциональными перегрузками и критическим возрастным периодом младшего школьника.
Проблема
Сохранение здоровья подрастающего поколения в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся .
Цель:
показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу о методах и приёмах здоровьесбережения в образовании ;
разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся начальной школы ;
отработать систему выявления уровня здоровья и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени обучения;
сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Срок реализации проекта – 1 год
классный руководитель
медицинская сестра
библиотекарь
обучающиеся начальной школы
психолог
родители
руководители кружков дополнительного образования
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе, направленный на здоровьесбережение детей.
Предмет исследования:
организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего обучения в условиях образовательного процесса начальной школы.
Новизна проекта
Использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Гипотеза
Если внедрять в обучение здоровьесберегающие технологии, то это приведёт к снижению показателей уровня заболеваемости, к улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, к активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
План реализации проекта
Подготовительный этап
- изучение психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме; знакомство с медицинскими картами состояния здоровья .
- изучение психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме;
- знакомство с медицинскими картами состояния здоровья .
Основной этап
- организация лечебно – профилактических мероприятий; организация закаливающих мероприятий; организация правильного рационального питания; создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.
- организация лечебно – профилактических мероприятий;
- организация закаливающих мероприятий;
- организация правильного рационального питания;
- создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.
Обобщающий этап
- изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости; анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.
- изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости;
- анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.
Ожидаемые результаты
сохранить благоприятную образовательную среду, способствующую сохранению здоровья, воспитания и развития личности;
сформировать у детей знания, умения и навыки о здоровье и здоровом образе жизни;
выработать формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья детей.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2009 года, 1 класс)
- Газета «Начальная школа»
- http://nsc.1september.ru/urok/
- Методический центр
http:/numi.ru/
- Мультимедийные уроки в начальной школе
http://nachalka.school-club.ru/
- Методические материалы для учителя
http://www.uroki.net/
Здоровьесберегающие технологии
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Психолого-педагогические технологии
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности
- минутки здоровья;
- пальчиковые игры;
- двигательно-речевые физкультминутки;
- игры и упражнения на релаксацию;
- подвижные игры на внимание;
- подвижные дидактические игры;
- упражнения для профилактики нарушений осанки;
- ритмическая гимнастика;
- психогимнастика ;
Основной этап (ноябрь 2009 года- май 2011 года, 1-2 классы)
Организация лечебно – профилактических мероприятий
Введение в физкультурные мероприятия комплексов корригирующей гимнастики:
- упражнения в равновесии; комплексы упражнений в движении; упражнения с применением предметов; дыхатeльная гимнастика; гимнастика для глаз;
- упражнения в равновесии;
- комплексы упражнений в движении;
- упражнения с применением предметов;
- дыхатeльная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
Основной этап
Организация закаливающих мероприятий:
- оздоровительные экскурсии; утренняя гимнастика на воздухе с использованием оздоровительного бега; физкультурные занятия на воздухе.
- оздоровительные экскурсии;
- утренняя гимнастика на воздухе с использованием оздоровительного бега;
- физкультурные занятия на воздухе.
Основной этап
Организация правильного рационального питания
Уровень охваченности горячим питанием учащихся класса в процентах
Основной этап
Создание необходимой психологической среды,
создание благоприятного психологического климата:
- проведение семейных спортивных праздников; обеспечение условий для преобладания положительных эмоций на протяжении всего времени пребывания детей в школе.
- проведение семейных спортивных праздников;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций на протяжении всего времени пребывания детей в школе.
Обобщающий этап (сентябрь –январь 2011 года, 3 класс) Индекс здоровья:
Показатель посещаемости
Проекты класса:
- Проект «Я выбираю здоровье»
- Проект «Здоровье-главное богатство человека»
- Конкурс рисунков «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
Результативность проекта
Достигнут оптимальный уровень здоровья:
- в социальном плане – дети коммуникабельны, понимают юмор, сами умеют шутить; в интеллектуальном плане – проявляют хорошие умственные способности любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном, эмоциональном плане – уравновешены, способны удивляться и восхищаться.
- в социальном плане – дети коммуникабельны, понимают юмор, сами умеют шутить;
- в интеллектуальном плане – проявляют хорошие умственные способности любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном, эмоциональном плане – уравновешены, способны удивляться и восхищаться.
Результат диагностики показал:
- посещаемости школьников возросла с 90% до 98%; индекс здоровья вырос на 11% и составил 68%; снижен процент заболеваемости детей на 2,5 %; уменьшилось количество детей с нарушениями осанки с 3 до 1.
- посещаемости школьников возросла с 90% до 98%;
- индекс здоровья вырос на 11% и составил 68%;
- снижен процент заболеваемости детей на 2,5 %;
- уменьшилось количество детей с нарушениями осанки с 3 до 1.
Размещение материалов на сайтах сети Интернет
- Памятки для обучающихся по здоровьесбережению;
- методическая разработка
«Минутки здоровья»
Перспектива:
продолжить работу над формированием здоровьесберегающей образовательной среды;
разработать программу дополнительного образования здоровьесберегающей направленности;
расширить комплекс упражнений корригирующей гимнастики;
подготовить обучающихся к безболезненному переходу из начальной школы в основную.
Информационные ресурсы:
- Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт.сост.Н. В. Лободина, Т.Н. Чурилова-Волгоград: Учитель, 2011
- Обухова Л. А. Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011
- Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности/ Ю. В. Науменко.- 2-е издание, исправленное и дополненное-М.: «Планета», 2011
- Попов С. В. Валеология в школе и дома. ( о физическом благополучии школьников) – СПб, Союз, 1997 год
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 г.
- Бабенкова Е.А. Здоров ли Ваш ребёнок? — М. : Вентана-Граф, 2002.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008.
И в прелести, сияющей и тонкой
Не просто юной жизни торжество-
Все будущее в образе ребенка
Стоит и просит защитить его.
Н. Тихонов