2020 год
«Краеведение- основа воспитания патриотизма»
С.И.Ожегов
Тема патриотического воспитания в настоящее время как никогда актуальна . В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », утвержденной Правительством РФ в июле 2005 года, подчёркивается значимость этой проблемы. Важнейшим средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
- Между ростом бездуховности и преступлений в молодежной среде и потребностью в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях,
- между теоретическими знаниями краеведения и неумениями применять их,
- между школьной программой, основанной на чётком логическом изложении материала, и необходимостью воспитания интереса к изучаемому предмету.
Как в условиях общеобразовательной школы эффективно организовать процесс формирования патриотического чувства и сознания каждого школьника и создать условия для его развития?
Если регулярно использовать краеведческие материалы в педагогической деятельности, то это сыграет важнейшую роль в патриотическом воспитании и обучении младших школьников.
Краеведение как элемент школьного образования, позволяющий осуществлять патриотическое воспитание и обучение
школьников.
Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения.
Воспитание личности гражданина- патриота через изучение истории родного края и своей страны средствами краеведения.
-Изучить методическую литературу по данной теме;
-разработать, провести и проанализировать блок экспериментов и наблюдений в рамках проведения исследования по этой теме;
-разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовать познавательные интересы и потребности детей через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
- формировать ценностные ориентации и мотивы познавательной деятельности;
-достичь повышения качества знаний обучающихся по предметам средствами краеведения.
- Приобретение обучающимися знаний об истории, культуре села Жидиловка , Мичуринского района, Тамбовщины;
-развитие творческих способностей обучающихся;
-пропаганда краеведческих знаний (публикации в СМИ, выступления перед обучающимися и т.д.).
Сроки
проведения
Этапы проекта
сентябрь 2010г. -ноябрь 2010г.
1 . Информационно-аналитический
декабрь2010г. -
сентябрь2011г.
2 . Практическая реализация проекта
октябрь-ноябрь 2011г.
3 . Итогово-диагностический
ноябрь-2011 г.
4.Внедренческий
Почему важно знать свою историю?
Считаете ли вы актуальным изучение краеведения в настоящее время?
Используемый передовой опыт учителей района:
- Гришиной Т.В., учителя начальных классов высшей категории Панского филиала МОУ Заворонежской СОШ,
- Касторновой Т.А., учителя начальных классов высшей категории МОУ Заворонежской СОШ.
Используемые педагогические технологии:
-проектная технология,
-личностно-ориентированная технология,
-игровые технологии.
Уроки-путешествия, конференции, уроки-рассуждения,
уроки по защите проектов, урок мужества, уроки-экскурсии.
Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока в начальной школе:
-в начале урока, во вступлении;
-при актуализации знаний;
-при изучении нового материала;
-при закреплении;
-в домашнем задании.
Включение в уроки материалов о родном крае способствует следующему:
- социализации личности ученика;
- повышению уровня духовно-нравственной культуры;
- воспитанию патриотических чувств, любви к "малой родине".
Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности .
Проектная технология направлена на формирование ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности.
Проект «Село Жидиловка: прошлое и настоящее»
Презентация « Иван Владимирович Мичурин»
Формы организации внеклассной краеведческой работы разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д.
В детском творческом объединении «Моя земля, мои земляки» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к малой родине. Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания. Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка.
В результате работы над проблемой удалось достичь качества знаний обучающихся по русскому языку и математике.
Год
Конкурс, олимпиада
2009
олимпиада, математика
Уровень участия
2009
олимпиада, русский язык
2009
школьный
Фамилия, имя участника
школьный
Андреев Валерий
олимпиада, литературное чтение
Класс
2009
Лугина Екатерина
Результат
школьный
4
олимпиада,
окружающий мир
2011
I- е место
Быкова Анастасия
4
математика, олимпиада
2011
школьный
I- е место
4
Андреев Валерий
русский язык, олимпиада
школьный
2011
I- е место
2011
литературное чтение, олимпиада
школьный
Федосов Максим
4
Маслов Данила
3
I- е место
школьный
2011
окружающий мир, олимпиада
I- е место
3
конференция «Грани творчества»
Конина Анастасия
2011
школьный
конкурс исследовательских работ по школьному краеведению
муниципальный
Маслов Данила
3
I- е место
муниципальный
3
Малыгин Александр
I- е место
10
I- е место
Скрипняк Виктория
призер
8
победитель
Считаете ли вы актуальным изучение краеведения в настоящее время?
Вывод: обучающиеся осознали необходимость изучения краеведения
В работе используются новые образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей обучающихся.
Обобщен опыт работы в школе и на муниципальном уровне.
Организована проектная деятельность обучающихся по предметам.
Разработана и реализуется программа детского творческого объединения «Моя земля, мои земляки».
Краеведческая деятельность способствует:
- развитию личностных качеств обучающихся и играет важнейшую роль в патриотическом воспитании и обучении младших школьников;
- формированию личностно – ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности;
- повышению качества знаний обучающихся по предметам.
Заседания ШМО. Выступление:
- Заседания ШМО. Выступление:
1. «Роль краеведения в патриотическом воспитании и обучении младших школьников»- 2011 г.
- 1. «Роль краеведения в патриотическом воспитании и обучении младших школьников»- 2011 г.
Ежегодно открытые уроки для учителей начальных классов.
- Ежегодно открытые уроки для учителей начальных классов.
Заседания педсовета. Доклады :
1. Доклад «Развитие творческих способностей обучающихся», 2009 г.
2. Доклад «Использование современных технологий в педагогической деятельности », 2010г.
Заседание РМО учителей начальных классов .
1.Выступление : « КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»
Опыт работы свидетельствует о реалистичности проекта и возможности его использования учителями других школ.
1.Абросимова Г.Н. «Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо – туристской деятельности» / Москва, «Арктис», 2006
2.Кравцова С.А., Лунёва О.А., Митропольская А.В. «Использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе» / Тамбов, 2009
3. Кравцова С.А., Филиппова Н.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе» / Тамбов, 2010
4.Коршикова Е.А. «Проект вариативной программы «Наша малая родина» / Начальная школа, 2007/7
5.Маханёва М.Д. «Приобщение младших школьников к краеведению и истории России» / Москва, «Арктис», 2005
6.Тамбовская энциклопедия:/Гл. научный редактор Л.Г.Протасов, Тамбов, ООО «Изд.Юлис», 2004
http://www.rusedu.ru/
http :// www.it-n.ru /
http://www.nachalka.info