Педагогический проект «Я - Россиянин»
Проблема проекта
Родители дошкольников не считают значимым и необходимым воспитывать у детей чувства ответственности, гражданственности, как основу формирования нравственного становления личности, так как права ребёнка рассматриваются отдельно от обязанностей. Излишняя опека, ограждение от обязанностей и ответственности детей, провоцирует их девиантное поведению, грубость, отсутствие уважительного отношения к взрослым, формируя безнравственную, слабовольную личность.
Актуальность проекта
Гражданско – патриотическое воспитание сегодня – одно из важных звеньев системы воспитательной работы. В разные времена ответ на вопрос «Что такое патриотизм пытались дать многие известные люди нашей страны. так, С.И. Ожегов определил патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и народу». Н.А. Некрасов писал, что «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Одним из направлений нравственного воспитания ребенка является воспитание его как гражданина России. Формирование личности ребенка, отношения к своей стране и государству, его воспитание начинается через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Понимание ребенком, что значит быть гражданином, является одной из важнейших задач общества, которое необходимо начинать в дошкольном возрасте, являющемся важнейшим периодом в становлении личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Цель проекта
Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, способной к самооценке, совершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми, достойных граждан России, патриотов своего отечества.
Задачи проекта:
- формирование у детей чувства любви и привязанности к родному дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
- формирование знаний об истории быта, природе, культуре, традициях нашей страны, знакомство с трудом взрослых на современном этапе;
- формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина». «Россия»;
- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.
Вид проекта: информационно- творческий
Тип проекта: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Сроки реализации: краткосрочный.
Прогнозируемый результат:
- формирование у детей духовно-нравственных качеств, способности к самооценке, совершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- проявления интереса у детей к истории быта, культуре, традициям своей страны, знакомству с трудом взрослых на современном этапе, событиям, происходящим в России;
- совершенствования детьми своего опыта коммуникативного взаимодействия друг с другом, умению слушать и слышать себя и своего товарища.
- активизация родителей и взаимодействие со всеми участниками проекта, осознание их значимости для воспитания гражданско-патриотических качеств детей, обогащающих их личностные качества.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подборка иллюстраций, детской литературы, музыкальных произведений, демонстрационный материал по теме проекта, материал для продуктивной деятельности.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение темы, актуальности и цели проекта;
- сбор, анализ и систематизация информации по данной теме;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- ознакомление детей с планом совместной деятельности в проекте;
- ознакомление родителей с содержанием проекта и планом совместной деятельности;
- подбор детской художественной литературы, иллюстраций, мультфильмов;
- обогащение развивающей предметно- пространственной среды различными материалами и предметами в соответствии с задачами проекта.
Основной этап:
- проведение с детьми бесед;
- чтение художественной литературы детям;
- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов;
- проведение занятий по теме проекта;
- просматривание тематических музыкальных произведений.
- вовлечение родителей в совместную информационно – познавательную, творческую деятельность с детьми.
- консультации родителям;
- совместное оформление тематической выставки;
Заключительный этап:
- выставка детских работ по теме проекта.
- викторина «Что мы знаем о России?»
Карта проекта.
Беседы с детьми | «Россия – наша Родина» «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» «Родной город» «Мои права» «Знакомство дошкольников с Конвенцией о Правах ребенка» беседа по картине В.Васнецова «Богатыри». |
Дидактические игры | «Назови своё имя, фамилию, отчество» «Назови меня ласково» «Полное - неполное имя» «Кто в какой стране живёт?» «Лабиринт» «На чём едем, летим, плывём» «Родные улицы» «Собери флаг России» «Наша Родина» |
Сюжетно-ролевые игры | «Семья» «Почта» «Путешествие по городу» |
Целевая прогулка - беседа | «О березе – символе России» |
Чтение | З.Александрова «Родина» И.Токмакова «Красная площадь» И.С.Никитин «Русь» А.С. Баруздин «Адрес» А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую» В.Степанов «Герб России», «Флаг России». |
Подвижные игры | «Кто быстрее установит знамя» «Затейники» «Встречные перебежки» «Сделай фигуру» «Казаки-разбойники» «Внимательный радист». |
Русские народные игры | «Петушиный бой» «Золотые ворота». |
Рассматривание | иллюстраций, открыток, альбомов, символики. русских костюмов и деталей русской одежды. |
Художественно -творческая деятельность | лепка «Дымковская игрушка» рисование «Матрёшки румяные» аппликация «Российский флаг» ручной труд «Берёзка» |
Викторина | «Что мы знаем о России?» |
Прослушивание | гимн России. |
Перечень литературы (или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программы, рекомендации, пособия, обеспечивающие реализацию проекта.
Бараникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.– М., 2007.
Боровкова Е.Б. Формирование нравственного здоровья дошкольников - СФЕРА, 2003 г. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина - М., 2003.
Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседа об ответственности и правах ребенка- М.: ТЦ Сфера, 2008.
Данилина Г.Н .Дошкольнику – об истории и культуре России - АРКТИ: 2003.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.В. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа). – М.: Издательство Скрипторий, 2008.
Знакомим дошкольников с Конвенцией о Правах ребёнка - М.:2011.
Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве – Детский сад: теория и практика, № 5, 2015.
Микляева Н.В., Ахтян А. Г.Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет- Айрис-Пресс, 2009.
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Инновационная образовательная сеть «Профессионалы»: http://www.s-p-profi.ru/publ/laboratorija_pedagogicheskogo_masterstva
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка - М.: ТЦ Сфера, 2013.
Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.