Постановка проблемы: я работаю в обычной общеобразовательной школе. Учу 5 класс, который в начальной школе был в статусе «коррекционный». В 5 классе учится много детей из малообеспеченных и малоимущих семей. В данном классе учатся дети с низким уровнем образованности, они не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в получении образования. В данном классе родители не могут оказать помощь в образовании своим детям. Таким образом, при изучении математики они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Появилась проблема: нежелание изучать предмет, низкая мотивация к обучению математики у учащихся. И важнейшей задачей становиться превратить нежелание изучать предмет в желание и стремление, формирование мотивации учения.
Причины появления проблемы: Слабые математические способности. Считают, что данные в школе знания в жизни не пригодятся. Родители не контролируют, не могут помочь. Сверстники не поддерживают успехи в школе.
Актуальность проекта: Чтобы достичь успехов в обучении математики, сформировать у школьников желание самостоятельно приобретать знания и развить интерес к изучению предмета, нужен
высокий уровень мотивации ученика. А это одна из самых сложных проблем в современной школе. Сформировать мотивацию учения в школьном возрасте – одна из центральных проблем. Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. И эта проблема достаточно актуальна, в системе образования она требует особого внимания.
Объектом проекта стала: мотивация учащихся к обучению математики.
Предмет исследования в рамках проекта является процесс позволяющий, развить мотивацию к обучению учащихся математике через использование ИКТ и умения работать в тестовых технологиях. Поэтому основной
целью этого проекта является формирование мотивации к изучению математики у учащихся. Для достижения цели проекта необходимо решить
следующие задачи:
Изучить определенную психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения в школьников в общем и конкретно к математике в частности . Выявить особенности и знания на начальном этапе, используя различные методики. Найти ключи, позволяющие определить, мотивы к изучению математики. Проверить найденные способы на практике, определить их эффективность Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Гипотеза проекта: используя современные технологии, процесс изучения математики станет более увлекательным.
Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материально-технические: компьютерное оборудование, постоянный выход в Интернет, диски с тестами.
Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); обучающие компьютерные презентации.
Этапы проекта: Первый этап - подготовительный (июль-август 2012г.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "мотивация", определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.
Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2012г.- март 2013г.) - практическая организация, работы по мотивации к обучению математики учащихся. Работа по плану реализации проекта.
Третий этап – итоги проекта (апрель-июнь 2013г.) - уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.
План реализации проекта. Этапы | Задачи | Сроки | Индикаторы достижения результата | Форма представления результата |
Подготовительный | Обработка материалов по теме проекта. | Июль | Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. Представленный проект на МО. | Папка проекта, Таблица плана. Доклад. |
Определить цели и задачи. | Август |
Составить план реализации проекта |
Представить проект на МО школы. | Сентябрь |
Реализация проекта | Провести анкетирование на уровень мотивации к математике у учащихся. | Сентябрь | Проведение анкет. (Приложение 1). | Диаграмма. |
Использовать ИКТ-технологии на уроках математики, использовать приобретенные диски-тесты. | Октябрь-март | Проведение уроков с применением ИКТ, тестов для работы на компьютере. | Папка разработок уроков с приложением электронного варианта. |
Участвовать в чемпионатах школьного уровня. | Октябрь-ноябрь | Участие в чемпионате. | Справка о итогам чемпионата |
Систематически участвовать в очном школьном конкурсе «Знаток математики». | Октябрь-март | Участие в общешкольных мероприятиях | Таблица с ответами учащихся. |
Участвовать в международом конкурсе «Кенгуру» | Октябрь-март | Участие в конкурсах. | Справка по итогам конкурса. |
Провести конференцию исследовательских работ в области математики на уроке и выбрать кандидатов для щкольного уровня. | Февраль | Проведение конференции исследовательских работ в области математики. | Архив исследовательских работ учащихся. |
Итоговый | Подвести итоги результатов участия в конкурсах различного уровня. | Апрель | Награждение участников конкурса. | Таблица итогов конкурса. |
Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к математике у учащихся. | Апрель | Проведение анкет. | Диаграмма. |
Написать анализ проделанной работы. | Апрель | Наличие анализа работы по проекту | Анализ в печатном виде. |
Представить результаты на МО школы. | Май | Представленные результаты на МО. | Доклад. |
Конечный продукт: Повышенный уровень мотивации у учащихся. Банк разработок уроков с использованием ИКТ-технологий. Наличие исследовательских работ учащихся. Пополненные портфолио: у учеников, у учителя.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Увеличилась мотивация к обучению у 20 % обучающихся.
Повысилось количество учащихся в участие конкурсов.
Увеличилось оснащение учителя методической литературой.
Прогноз возможных негативных последствий и их коррекция:
Ухудшение способности мыслить вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала; Вред здоровью при использовании компьютера. Коррекция: выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту; грамотное построение уроков с использованием компьютера; выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения. Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации.
Список литературы: http://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-36.shtml
http://shkola63.clan.su/_ld/0/39_sZo.pdf
«Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г. - С. 18-22.
Божович Л.И. О мотивации учения. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/28.php
Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
Приложение 1
Анкета для определения мотивации учащихся 5г класса
«ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
Инструкция. Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.
1.Утром я просыпаюсь с мыслью:
«ура! Сегодня будет история (математика, литература, биология…)»;
«сегодня можно не присутствовать на истории (математики, литературе…)»;
«я болею и не пойду в школу, а значит, что я не получу плохую отметку по математике, истории русскому языку…
2.Я прихожу в школу для того чтобы…
узнать что-то новое, интересное;
заниматься такими интересными предметами, как….
пообщаться с друзьями;
весело провести время;
не огорчать родителей.
3.Домашнее задание по математике я делаю так:
совершенно самостоятельно;
обращаюсь за помощью к родителям;
под контролем родителей;
делаю только письменные задания;
делаю редко.
4.Для того чтобы хорошо учиться по математике, нужно…
иметь интерес к предмету;
иметь способности к предмету;
хорошо работать на уроке;
иметь хорошие отношения с учителем;
уметь списывать.
5.Когда я получу плохую отметку, то…
стараюсь тут же ее исправить;
стараюсь исправить ее на следующий день;
стараюсь исправить ее после уроков;
ничего не пытаюсь делать.
6. Свои знания по математике я оцениваю на...
Поставить оценку, используя цифровую шкалу от 1 до 5
7. Домашнее задание по математике я обычно выполняю за...
Введите продолжительность времени.
- :ч. -Мин.: - сек.
8. Какой вы ученик?
Поставьте галочку в нужном столбце. 1 - верно, 2 - неверно, 3 - затрудняюсь ответить
1 2 3
На уроке я прилежно выполняю все задания
Я понимаю объяснения учителя
Я всегда стараюсь сорвать урок и мешаю своим одноклассникам