Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»
Педагогический проект в разновозрастной группе
«Русские народные детские игры»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Пономарева Любовь Алексеевна
Актуальность.
Веселые русские народные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как и сказки, и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры. Русские игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх.
Цель проекта.
Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через народную игру.
Задачи проекта.
1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа.
2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
4. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта:
Воспитатели,
родители,
дети старшей группы.
Предполагаемый результат:
1.Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, игры малой подвижности используя считалки.
3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Дети будут проявлять инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек.
5. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Формы работы для решения поставленных задач:
Создание организованной формы обучения.
Организация совместной деятельности воспитателя и детей.
Совместная работа с родителями.
Создание предметно - развивающей среды.
Использование разных методов и приёмов в работе с детьми.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.);
Создание плана реализации проекта.
Выполнение проекта:
Этап 1. Теоретический.
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Проведение анкетирования родителей.
3. Проведение опроса детей по теме «Народные детские подвижные игры»:
Ты любишь играть?
В какие игры ты любишь играть?
Ты знаешь, что такое народные игры?
Какие народные подвижные игры ты знаешь?
В какие из них ты любишь играть?
С кем ты любишь играть в подвижные игры?
4. Подбор методической литературы, создание картотеки по народным подвижным и хороводным играм для всех возрастных групп, картотеки «Старинные считалки, потешки».
5. Создание предметно — развивающей среды: оформление уголков русского быта и игрушки.
Этап 2. Подготовительный.
Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».
Цели: Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
Проблемная ситуация: «Народная игра, - что это такое?» Цели: заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта
Анкетирование родителей по теме: «Народные детские подвижные игры». Цель: пробудить в родителях интерес к теме народных игр; побуждать проводить совместные игры с детьми
Опрос детей по теме: «Народные детские подвижные игры». Цель: пробудить у детей интерес к теме народных игр; вовлечение в тему проекта; подвести детей к выбору проекта.
Этап 3. Организационный.
Создание развивающей среды в группе.
Задание детям: «Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки, мамы и папы». Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта
Подбор народных игр в соответствии с возрастом детей.
Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем». Цель: повышение образовательного уровня родителей.
Папка - передвижка «Русские народные подвижные игры».
Этап 3. Практический.
Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек» Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу.
Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
Игры малой подвижности «Золотые ворота»; «Арам шим шим» Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить закликчки к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры
Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант) Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту
Подвижная игра «Бабка Ежка» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания.
Подвижные игры «Подкиды»; «Вышибалы» Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; Совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры.
Проведение уже знакомых игр: «Дударь», «Во саду ли, в огороде», «Воробейка», «Баба шла».
Этап 4. Заключительный.
Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице
Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народные игры».
Проведение итогового мероприятия по проекту.