СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Ступени педагогического творчества"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Ступени педагогического творчества"»

Творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.

А. Мелик - Пашаев


Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Противоречие между гуманизацией общества, выражающейся в переоценке ценностей, в выработке идеала «нового человека», который способен к творческому интеллектуальному труду и творческому участию в социальных преобразованиях общества, и технократичностью школьного образования, Решение этой проблемы лежит в плоскости образования, ориентированного на творческое развитие личности, креативности учащихся.

Поэтому развитие в наших детях качеств творческой личности я ставлю одной из важнейших задач своей деятельности. Так как считаю, что главная цель образованияформирование гармонически развитой духовно - нравственной творческой личности, способной жить и творить по законам красоты.

Основное направление моей педагогической деятельности - развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала детей.

Реализовать это направление в полной мере я смогла в средней общеобразовательной школе №38 г.Орла с углубленным изучением предметов эстетического профиля.

(актуальность) В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей стало повышение эффективности художественного образования В связи с этим в 1999 году на базе школы был начат эксперимент. В рамках этого эксперимента происходила реализация проекта по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.

В основу данного проекта ставилась задача развитие не только трудовых умений и навыков школьников, получение ими необходимых знаний обработки различных материалов, осуществление практической и психологической подготовки к выбору профессии, но и знакомство с известными или забытыми народными промыслами своего края, творчеством других народов, произведениями современного декоративного искусства и, самое главное, всестороннее развитие школьников и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Целью работы в рамках проекта явилась разработка и создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся.


Планируя свою работу, особое внимание я обращала на развитие тех сторон личностного потенциала детей, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, фантазию, интуитивное творческое мышление, эстетический вкус, возвышенные чувства.

Я строю свою работу таким образом, чтобы иметь представление о возможностях восприятия и усвоения учащимися знаний, умений и навыков в изобразительном искусстве, стараясь найти индивидуальный подход, учитывая психолого-педагогические, возрастные и физиологические закономерности развития школьников.

В самом начале экспериментальной работы участниками проекта были: творческая группа учителей ИЗО и учащиеся 5-9 художественных классов Затем, когда эксперимент был закончен, возникла необходимость введения той же системы работы в другие спецклассы: хоров, хореогр, театральные. Так как творческий потенциал учащихся данных классов был очень высок и требовал активной творческой реализации.

Раскрывая содержание проекта, я хотела бы отметить этапы экспериментальной работы. Первым этапом было введение творческих заданий в изучение свойств и технологию обработки нитей, тканей и других текстильных материалов. Например:

  • Изучение свойств нитей закрепляется изготовлением игрушек из нитяных шаров, помпонов и аппликацией в технике псевдогобелен.

  • Для закрепления изученного материала о свойствах и разнообразии тканей введены различные аппликации из ткани и работа в технике батик.

  • Изучение ручных швов проходит на примере различных вышивок, шитья бисером и изготовления мягких игрушек.

  • Освоение техники вязания на спицах происходит в результате изготовления вязаных кукол.

При систематизации этих заданий с включением образовательных стандартов по технологии был создан цикл уроков с 5 по 9 класс, который впоследствии стал называться «Художественной обработкой текстильных материалов».

Далее стало ясно, что учащимся не достает знаний по созданию собственных декоративных композиций, чему на уроках изобразительного искусства в средней школе уделяется не такое пристальное внимание. Для этого был введен цикл уроков в начале каждого учебного года «Основы художественного изображения». Он несет знания о средствах художественной выразительности и художественно-графические умения и навыки, необходимые для понимания взаимодействия профессионального искусства с народным. Выполняя задания и упражнения данного модуля, учащиеся получают о законах композиции, пропорциях, ритме, начальные сведения о дизайне, которые впоследствии оказывают помощь в создании орнаментальных и декоративных композиций, оформлении интерьера.

Следующим этапом разработки данного проекта возникла необходимость введения большего количества разнообразных техник и различных материалов. Отсюда появилось еще 2 цикла уроков: «Художественная обработка природных материалов» и «Художественная обработка твердых материалов».

Идея цикла уроков “Художественная обработка природных материалов” взята из типовой программы “Трудовое обучения для сельских школ". Работа с природными материалами “способствует экономическому, гражданскому образованию и эстетическому воспитанию школьников. Умение видеть и создавать прекрасное и полезное, используя богатство природы не нанося ей при этом вреда, - вот основная задача усвоение данного модуля”. Здесь предлагается изучение способов заготовки и обработки разнообразных природных материалов и практические работы, которые возможно выполнять в условиях общеобразовательной школы. Возможно введение других материалов, использующихся в народном искусстве. Выбор материалов корректируется учителем с учетом материальной базы, возрастных способностей учащихся и личной творческой заинтересованности.

Модуль “Художественная обработка твёрдых материалов” предлагают работу с древесинной, гипсом, стеклом, металлом и другими. При изучении этого модуля у учащихся формируются знания, о видах, свойствах различных материалов, областях их применения, о профессиях людей, занятых из производством и обработкой.

Позже стало ясно, что необходимо ввести работу с бумагой как более простым, доступным, но в то же время многофункциональным материалом, с помощью которого развиваются навыки и умения работы и с другими художественными материалами.

Развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала детей было организовано с помощью важнейших дидактических принципов обучения, на основе которых была создана стройная система модулей, вылившаяся в авторскую программу «Художественный труд». Эта программа явилась результатом данного проекта. Любое изделие, творческая работа, выполненные в данной области, дают реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Экспозиция детских творческих работ представлена в школьном музее. Творческими работами оформлены рекреации, лестничные пролеты, окна школы и различные кабинеты.

Результаты работы по развитию творческих способностей детей отслеживаются с помощью школьного психолога.

Сравнительные результаты диагностики творческого мышления у учащихся художественного и общеобразовательного классов с 5 по 9 класс, являясь индикаторами эффективности, показали, что в 5 классе уровень развития творческого мышления практически одинаков. А к 9 классу у учащихся художественного класса преобладает высокий уровень развития творческого мышления.

То же можно сказать и о результатах уровня агрессивности.

Умение творчески мыслить, активное вовлечение в творческую деятельность приводит к тому, что учащиеся художественных классов эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, не испытывают чувства агрессии, что способствует получению более глубоких знаний.

В 2004 году программа была лицензирована и получила высокую оценку профессора кафедры декоративно-прикладного искусства ОГУ А.С.Хворостова и Заведующей методическим отделом учителей технологии ИУУ. В первую очеред ими были выделены новизна и ценность данной программы как фактора развития творческих способностей учащихся.

Новизна данного проекта состоит в освоении новых или забытых материалов и техник, знакомстве с различными технологическими процессами, известными или забытыми народными промыслами своего края, творчеством других народов и, самое главное, что в основе любой производительной деятельности учащихся стоит не механическое повторение уже существующего, а творческое начало.

Ценность проекта

  • Ценность состоит в том, что учебный предмет «Художественный труд» с учетом государственных образовательных стандартов позволяет соединить изобразительную, декоративную, конструктивную и производительную деятельность школьников, развивать способности каждого ученика строить свою деятельность по законам красоты и осознавать ее результаты как художественное целое.

  • Программа достаточно демократична и гибка: не сковывает творческой инициативы учителя, позволяет ему варьировать предлагаемым к изучению материалом, выбирая его с учетом материальной базы, возрастных особенностей учащихся и личной творческой заинтересованности.

  • Данная программа может быть использована руководителями кружков, студий, педагогами ДХШ.


Диссеминация педагогического опыта проходит на муниципальном и региональном уровне.

  • Мои коллеги могли познакомиться с данным опытом работы на городских и региональных семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.

  • Участие в конкурсе методических разработок уроков.

  • Подготовка материала к выпуску сборника ИУУ по разработоанной в рамках данного проекта теме.

  • Средняя школа №26 использовала мой опыт и продолжила программу «Художественный труд» для 10-11 классов.

  • Я использую данный опыт в работе студии декоративно-прикладного искусства, которую посещают учащиеся общеобразовательных классов.


В настоящий момент я наметила работу в следующем проекте «Развитие творческих способностей учащихся в системе изучения шрифтовых закономерностей».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!