Творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.
А. Мелик - Пашаев
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Противоречие между гуманизацией общества, выражающейся в переоценке ценностей, в выработке идеала «нового человека», который способен к творческому интеллектуальному труду и творческому участию в социальных преобразованиях общества, и технократичностью школьного образования, Решение этой проблемы лежит в плоскости образования, ориентированного на творческое развитие личности, креативности учащихся.
Поэтому развитие в наших детях качеств творческой личности я ставлю одной из важнейших задач своей деятельности. Так как считаю, что главная цель образования – формирование гармонически развитой духовно - нравственной творческой личности, способной жить и творить по законам красоты.
Основное направление моей педагогической деятельности - развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала детей.
Реализовать это направление в полной мере я смогла в средней общеобразовательной школе №38 г.Орла с углубленным изучением предметов эстетического профиля.
(актуальность) В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей стало повышение эффективности художественного образования В связи с этим в 1999 году на базе школы был начат эксперимент. В рамках этого эксперимента происходила реализация проекта по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.
В основу данного проекта ставилась задача развитие не только трудовых умений и навыков школьников, получение ими необходимых знаний обработки различных материалов, осуществление практической и психологической подготовки к выбору профессии, но и знакомство с известными или забытыми народными промыслами своего края, творчеством других народов, произведениями современного декоративного искусства и, самое главное, всестороннее развитие школьников и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Целью работы в рамках проекта явилась разработка и создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся.
Планируя свою работу, особое внимание я обращала на развитие тех сторон личностного потенциала детей, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, фантазию, интуитивное творческое мышление, эстетический вкус, возвышенные чувства.
Я строю свою работу таким образом, чтобы иметь представление о возможностях восприятия и усвоения учащимися знаний, умений и навыков в изобразительном искусстве, стараясь найти индивидуальный подход, учитывая психолого-педагогические, возрастные и физиологические закономерности развития школьников.
В самом начале экспериментальной работы участниками проекта были: творческая группа учителей ИЗО и учащиеся 5-9 художественных классов Затем, когда эксперимент был закончен, возникла необходимость введения той же системы работы в другие спецклассы: хоров, хореогр, театральные. Так как творческий потенциал учащихся данных классов был очень высок и требовал активной творческой реализации.
Раскрывая содержание проекта, я хотела бы отметить этапы экспериментальной работы. Первым этапом было введение творческих заданий в изучение свойств и технологию обработки нитей, тканей и других текстильных материалов. Например:
Изучение свойств нитей закрепляется изготовлением игрушек из нитяных шаров, помпонов и аппликацией в технике псевдогобелен.
Для закрепления изученного материала о свойствах и разнообразии тканей введены различные аппликации из ткани и работа в технике батик.
Изучение ручных швов проходит на примере различных вышивок, шитья бисером и изготовления мягких игрушек.
Освоение техники вязания на спицах происходит в результате изготовления вязаных кукол.
При систематизации этих заданий с включением образовательных стандартов по технологии был создан цикл уроков с 5 по 9 класс, который впоследствии стал называться «Художественной обработкой текстильных материалов».
Далее стало ясно, что учащимся не достает знаний по созданию собственных декоративных композиций, чему на уроках изобразительного искусства в средней школе уделяется не такое пристальное внимание. Для этого был введен цикл уроков в начале каждого учебного года «Основы художественного изображения». Он несет знания о средствах художественной выразительности и художественно-графические умения и навыки, необходимые для понимания взаимодействия профессионального искусства с народным. Выполняя задания и упражнения данного модуля, учащиеся получают о законах композиции, пропорциях, ритме, начальные сведения о дизайне, которые впоследствии оказывают помощь в создании орнаментальных и декоративных композиций, оформлении интерьера.
Следующим этапом разработки данного проекта возникла необходимость введения большего количества разнообразных техник и различных материалов. Отсюда появилось еще 2 цикла уроков: «Художественная обработка природных материалов» и «Художественная обработка твердых материалов».
Идея цикла уроков “Художественная обработка природных материалов” взята из типовой программы “Трудовое обучения для сельских школ". Работа с природными материалами “способствует экономическому, гражданскому образованию и эстетическому воспитанию школьников. Умение видеть и создавать прекрасное и полезное, используя богатство природы не нанося ей при этом вреда, - вот основная задача усвоение данного модуля”. Здесь предлагается изучение способов заготовки и обработки разнообразных природных материалов и практические работы, которые возможно выполнять в условиях общеобразовательной школы. Возможно введение других материалов, использующихся в народном искусстве. Выбор материалов корректируется учителем с учетом материальной базы, возрастных способностей учащихся и личной творческой заинтересованности.
Модуль “Художественная обработка твёрдых материалов” предлагают работу с древесинной, гипсом, стеклом, металлом и другими. При изучении этого модуля у учащихся формируются знания, о видах, свойствах различных материалов, областях их применения, о профессиях людей, занятых из производством и обработкой.
Позже стало ясно, что необходимо ввести работу с бумагой как более простым, доступным, но в то же время многофункциональным материалом, с помощью которого развиваются навыки и умения работы и с другими художественными материалами.
Развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала детей было организовано с помощью важнейших дидактических принципов обучения, на основе которых была создана стройная система модулей, вылившаяся в авторскую программу «Художественный труд». Эта программа явилась результатом данного проекта. Любое изделие, творческая работа, выполненные в данной области, дают реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Экспозиция детских творческих работ представлена в школьном музее. Творческими работами оформлены рекреации, лестничные пролеты, окна школы и различные кабинеты.
Результаты работы по развитию творческих способностей детей отслеживаются с помощью школьного психолога.
Сравнительные результаты диагностики творческого мышления у учащихся художественного и общеобразовательного классов с 5 по 9 класс, являясь индикаторами эффективности, показали, что в 5 классе уровень развития творческого мышления практически одинаков. А к 9 классу у учащихся художественного класса преобладает высокий уровень развития творческого мышления.
То же можно сказать и о результатах уровня агрессивности.
Умение творчески мыслить, активное вовлечение в творческую деятельность приводит к тому, что учащиеся художественных классов эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, не испытывают чувства агрессии, что способствует получению более глубоких знаний.
В 2004 году программа была лицензирована и получила высокую оценку профессора кафедры декоративно-прикладного искусства ОГУ А.С.Хворостова и Заведующей методическим отделом учителей технологии ИУУ. В первую очеред ими были выделены новизна и ценность данной программы как фактора развития творческих способностей учащихся.
Новизна данного проекта состоит в освоении новых или забытых материалов и техник, знакомстве с различными технологическими процессами, известными или забытыми народными промыслами своего края, творчеством других народов и, самое главное, что в основе любой производительной деятельности учащихся стоит не механическое повторение уже существующего, а творческое начало.
Ценность проекта
Ценность состоит в том, что учебный предмет «Художественный труд» с учетом государственных образовательных стандартов позволяет соединить изобразительную, декоративную, конструктивную и производительную деятельность школьников, развивать способности каждого ученика строить свою деятельность по законам красоты и осознавать ее результаты как художественное целое.
Программа достаточно демократична и гибка: не сковывает творческой инициативы учителя, позволяет ему варьировать предлагаемым к изучению материалом, выбирая его с учетом материальной базы, возрастных особенностей учащихся и личной творческой заинтересованности.
Данная программа может быть использована руководителями кружков, студий, педагогами ДХШ.
Диссеминация педагогического опыта проходит на муниципальном и региональном уровне.
Мои коллеги могли познакомиться с данным опытом работы на городских и региональных семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.
Участие в конкурсе методических разработок уроков.
Подготовка материала к выпуску сборника ИУУ по разработоанной в рамках данного проекта теме.
Средняя школа №26 использовала мой опыт и продолжила программу «Художественный труд» для 10-11 классов.
Я использую данный опыт в работе студии декоративно-прикладного искусства, которую посещают учащиеся общеобразовательных классов.
В настоящий момент я наметила работу в следующем проекте «Развитие творческих способностей учащихся в системе изучения шрифтовых закономерностей».