2.Актуальность. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
3.Определение. Функциональная грамотность» – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный. (А. А. Леонтьев).
4.Мы развели функциональную грамотность по двум направлениям. Читательская грамотность и креативное мышление.
5.Определение. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (PISA)
6.Проблема. Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Именно начальная школа должна стать базовой ступенькой для формирования читательской грамотности.
7. Трудности российских школьников в PISA выявлены при выполнении следующих типов заданий:
Выдвижение собственных предположений на основе размышления над текстом (как мог бы измениться текст в случае описанной в задании ситуации);
Установление различий между двумя текстами на одну тему, особенно в случае, если место расположения искомой информации неочевидно;
Выражение идеи в художественном тексте, в котором представлено авторское осмысление общеизвестной темы;
8.Диаграмма. Выполнение заданий учащимися в зависимости от проверяемого читательского умения.
9. Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных технологий, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Мы представляем две технологии: Технология критического мышления Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Проектная технология. Написание сочинения.
10.Определение. Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
11.Проблема. Говоря об актуальности проблемы развития креативного мышления школьников, надо отметить, что при общей направленности современного обучения на развитие творческих способностей детей, к сожалению, у многих учащихся эта сложная и важная сторона формирования личности остаётся на низком уровне. Это ведёт к простому, механическому запоминанию, неразвитости познавательных процессов – внимания, памяти, мышления; к неподготовленности к постановке и решению более сложных проблем.
12. Решающую роль в развитии уровня креативного мышления приобретает учитель, направляющий творческую активность детей в нужное русло. Начинать необходимо с простых методик: анкеты «Креативный ли вы человек?», игры «Рассказ по кругу», игры «Расскажи мне сказку». Затем переходить к более сложным, письменным формам: сочинению сказок по картам Проппа, защите фантастических проектов, созданию сценариев для внеклассных мероприятий, театру-экспромту, рассказу-продолжению, истории-фантазии. Создавая рисованный фильм, комикс, рисунок-загадку, рисунок-ассоциацию, рисунок-импровизацию, дети в процессе творчества соединяют литературное и художественное искусство.
13.Ментальные карты. Вы выбираете ключевой элемент (понятие, явление, проблему), записываете его по центру листа, и начинаете окружать ключевыми словами.
Сначала соединяете его с первым ключевым словом, эта связь выполняет функцию логического объединения двух элементов.
Далее, выбранное ключевое слово окружаете своими словами второго уровня, и так далее