Педагогический совет «Проблемы и перспективы инновационного развития школы»
Вот только что означает
« ЭФФЕКТИВНО
ВЫПОЛНЯЯ СВОЮ
П Р О Ф Е С С ИО Н АЛЬ Н У Ю ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » ?
Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога
Педагог- нас т авн и к
П е да г ог- ме т о дист
Педагог- иссл е д о в а т ель
научно-
иссл е д о в а т ел ь с к ая деятельность
с о вер ш енст в о вание методов работы
сопровождение профессиональног о становления молодых педагогов
3
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся
форма, элемент».
Синонимом инновации является понятие
«новшество».
В педагогике - это целенаправленная
педагогическая деятельность, основанная на
осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-
воспитательного процесса с целью достижения
более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств,
направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий
потенциал педагога.
Что такое т в о р ч е ст в о?
Что такое
кр е а тив н о сть?
Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.
В категориальный комплекс, применяемый в исследовании творческой личности педагога , входят такие понятия, как:
- творчество,
- индивидуально-творческий подход,
- творческий стиль деятельности,
- креативность и особенности ее проявления в деятельности,
- диагностика креативности,
- условия и технология творческого развития,
- готовность к творческой деятельности.
- Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания , имеющие целью повышение их эффективности».
- М.В. Кларин, например, в понятие «инновация»
вкладывает следующий смысл: «Инновация
относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в
образе деятельности, стиле мышления , который с
этими новшествами связан».
- Авторы работ по педагогической инноватике понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
социально- экономическими пре обра з о в ан и ями
гуманитаризации
содержания
образования
изменением характера
отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств
вхождением обр а з о в а т е льных
учреждений в рыночные отношения
С какими сложностями, проблемами
сталкиваются педагоги при осуществлении инновационной
деятельности?
Педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с
необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами воспитания и
обучения, сосуществование различных педагогических
концепций . Они требуют принципиально новых методических разработок, нового качества
педагогического новаторства. На пути этим нововведением
становятся несоответствие новых типов учебно- воспитательных заведений требованиям родителей,
которые в основном ориентируются на традиционные стандарты обучения и воспитания.
Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?
С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики,
подходы, которые,
действительно, являются
инновационными в
современных условиях.
С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из
нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны
содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы
диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:
- общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация учебно-
воспитательного процесса, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);
- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются
непосредственно в образовательных учреждениях).
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно- воспитательному процессу связаны:
1
- Методики, технологии, методы и средства обучения
2
- Организационные формы образования
3
4
В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на
- методико-ориентированные и
- проблемно ориентированные .
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- модульное обучение.
Проблемно-ориентированные инновационные процессы направлены на решение определенных задач, связанных с формированием
конкурентоспособной личности.
Обучающиеся должны научиться:
ставить перед собой
осознавать свою личную и
соци а ль н у ю значимость
цели
с а м о а к т у а лиза ци и , самоусложнения задач и проблем
максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент
адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает
ответственность личности в
принятии решений
Школа должна быть единым организмом, внедрением нового должен заниматься весь педагогический коллектив.
Инновационный процесс должно осуществляться не стихийно, а быть управляемым. Иметь четкие цели, задачи, формы и методы реализации, план реализации и ожидаемые конечные результаты.
Любой инновационный процесс требует длительной систематической работы администрации школы по
повышению методического мастерства педагогов школы.