Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
А что же такое рефлексия?
от лат. reflexio – обращение назад
- размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов )
- самоанализ ( Толковый словарь русского языка )
- в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
ДУМАЮЩИЙ
АНАЛИЗИРУЮЩИЙ
ИССЛЕДУЮЩИЙ СВОЙ ОПЫТ
Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к развитию необходимых современной личности качеств.
Самостоятельность
Предприимчивость
Конкурентоспособность
Виды учебной рефлексии:
• физическая (успел – не успел);
• сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
• интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
• духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Универсальные учебные действия
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
ЛИЧНОСТНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
Рефлексия осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Цели рефлексии:
- сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
- собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
- уйти с урока с зафиксированным результатом .
Способы обучения рефлексии
- Устное обсуждение.
- Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.
- Письменное анкетирование.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
- «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
“ Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Солнышко.
Используется во время работы в группах.
В центр, выданного шаблона, учащийся ставит сам себе оценку за работу, а в оставшиеся ячейки ему ставят оценку учащиеся, которые работали с ним в группе.
«Дерево успеха»
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
«Поезд»
Работа в
группах
Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Рефлексия содержания учебного материала
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
«Мишень»
« Лист самооценки »
Получил удовольствие
Узнал что-то новое
Я
Ничего не понял
Научился
Удивился
Расстроился
« Лист самоконтроля »
Лист ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика _____________________
Вид задания
Отметка
Таблица-фиксация знаний
по данной теме
Понятие
Знаю
Рефлексия
Хочу узнать
Узнал
Метод « Анкета »
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
7. Домашнее задание мне кажется
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Рефлексия на уроке –
это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.