СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"»

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

 А что же такое рефлексия?  от лат. reflexio – обращение назад  размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов ) самоанализ ( Толковый словарь русского языка ) в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

А что же такое рефлексия?

от лат. reflexio – обращение назад

  • размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов )
  • самоанализ ( Толковый словарь русского языка )
  • в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ДУМАЮЩИЙ АНАЛИЗИРУЮЩИЙ ИССЛЕДУЮЩИЙ СВОЙ ОПЫТ

РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

ДУМАЮЩИЙ

АНАЛИЗИРУЮЩИЙ

ИССЛЕДУЮЩИЙ СВОЙ ОПЫТ

Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к  развитию необходимых современной личности  качеств.  Самостоятельность  Предприимчивость  Конкурентоспособность

Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к  развитию необходимых современной личности  качеств.

Самостоятельность

Предприимчивость

Конкурентоспособность

Виды учебной рефлексии: •  физическая (успел – не успел); •  сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); •  интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); •  духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Виды учебной рефлексии:

физическая (успел – не успел);

сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Универсальные учебные действия  Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ  Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща  Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

Универсальные учебные действия

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

ЛИЧНОСТНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

Рефлексия осуществляется не только  в конце урока, но и на любом его этапе.    Цели рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом .

Рефлексия осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.

Цели рефлексии:

  • сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
  • собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
  • уйти с урока с зафиксированным результатом .
Способы обучения рефлексии Устное обсуждение. Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока. Письменное анкетирование.

Способы обучения рефлексии

  • Устное обсуждение.
  • Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.
  • Письменное анкетирование.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния;  рефлексия деятельности;  рефлексия содержания учебного материала.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Рефлексия деятельности

  • «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
“ Светофор” Совсем не понятно Надо повторить ещё раз Всё легко и просто

Светофор”

Совсем не понятно

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

 На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:  желтого цвета  – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Солнышко.  Используется во время работы в группах. В центр, выданного шаблона, учащийся ставит сам себе оценку за работу, а в оставшиеся ячейки ему ставят оценку учащиеся, которые работали с ним в группе.

Солнышко.

Используется во время работы в группах.

В центр, выданного шаблона, учащийся ставит сам себе оценку за работу, а в оставшиеся ячейки ему ставят оценку учащиеся, которые работали с ним в группе.

«Дерево успеха» 3-4 ошибки 1 ошибка Нет ошибок

«Дерево успеха»

3-4 ошибки

1 ошибка

Нет ошибок

«Поезд» Работа в группах Словарная работа Фонети ческий разбор Изучение нового материала

«Поезд»

Работа в

группах

Словарная

работа

Фонети

ческий

разбор

Изучение нового

материала

Рефлексия содержания учебного материала Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным …

Рефлексия содержания учебного материала

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок заставил меня задуматься о …
  • А особенно мне удалось …
  • Я понял, что …
  • Мне было интересно, потому что …
  • Для меня стало открытием, что …
  • Мне показалось важным …
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.  «Мишень»

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

«Мишень»

 « Лист самооценки »   Получил удовольствие Узнал что-то новое Я Ничего не понял Научился Удивился Расстроился

« Лист самооценки »

Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Я

Ничего не понял

Научился

Удивился

Расстроился

 « Лист самоконтроля »   Лист ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика _____________________ Вид задания Отметка

« Лист самоконтроля »

Лист ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика _____________________

Вид задания

Отметка

Таблица-фиксация знаний по данной теме Понятие Знаю Рефлексия Хочу узнать Узнал

Таблица-фиксация знаний

по данной теме

Понятие

Знаю

Рефлексия

Хочу узнать

Узнал

 Метод « Анкета »   1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был стало лучше / стало хуже понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне кажется полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

Метод « Анкета »

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия на уроке –

это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!