СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет (сценарий) на тему: "Семья и школа - пути эффективного сотрудничества в современных условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет (сценарий) на тему: "Семья и школа - пути эффективного сотрудничества в современных условиях"»

2





Педагогический совет на тему: «Семья и школа- пути эффективного сотрудничества в современных условиях» 30 марта 2022 год


Основной докладчик- Чудовская А. С. заместитель директора по ВР МБОУ «СШ № 9»


Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.


А. С. Макаренко


Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребёнка.

Задачи:

  • Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по воспитанию ребенка.

  • Изучить воспитательные возможности семьи.

  • Уметь координировать усилия семьи и школы.

  • Наметить пути и способы повышения качества подготовки классных родительских собраний.

  • Отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик-учитель-родитель»

Мозговой штурм

  • Что же такое «семья»?

  • В чем заключается влияние семьи на формирование личности ребенка?

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующая личность от родителей. Сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, а дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов и школу. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы. Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? как помочь семье в воспитании детей? Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьѐй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учѐтом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Школа является координатором совместной деятельности школы и семьи.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Сегодняшняя действительность такова, что с учителями в течение дня дети общаются намного больше, чем с родителями. Мамы и папы, увы, нередко выступают лишь в качестве средства обеспечения материальных и физических потребностей ребёнка. То есть главное, чтобы дети были сыты и обуты. Какое там воспитание, если к вечеру от усталости валишься с ног, сил едва хватает, чтобы заглянуть в дневник своего чада. У некоторых родителей на это нет уже ни сил, ни желания.

По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должна заниматься школа, а они хотят видеть по ее окончании результат, т.е. полностью подготовленного к дальнейшему обучению выпускника. Другие пассивно наблюдают за образовательным процессом, третьи хотят принимать участие в образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии со школой. А на самом деле влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование высокой креативности и высокого интеллекта у детей.


Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребёнка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьёй предполагает ряд аспектов. Которые выявляют классные руководители совместно с социальным педагогом. Каковы особенности современной семьи? Какова динамика неполных семей в школе, а также семей, находящихся в социально-опасном положении? Об этом расскажет социальный педагог школы Елена Георгиевна Сапегина.



Эффективность воспитания и интеллектуального развития ребёнка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Классный руководитель как никто лучше всех знает семью своего ученика. Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребёнка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников- важное направление деятельности классного руководителя.

Слово руководителю МО классных руководителей Зайцевой Марине Васильевне.


Классные руководители в своей работе используют различные формы и методы. Ни для кого не секрет, что взаимодействие с родителями наиболее удачно осуществляется учителями начальных классов.

Опытом работы с семьями учащихся поделится Лариса Сергеевна Коровкина.


Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые можно использовать в работе с родителями:
  1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  3. Взаимодействие с родительским комитетом.

  4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

  5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Основными формами работы с семьѐй являются

групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребѐнка, консультации.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьѐй относится психолого- педагогическое просвещение родителей. Это такие формы работы как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей- воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе.


День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) —Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

К нетрадиционным формам взаимодействия относятся:

  • Родительские тренинги Психологические разминки Круглые столы

  • Устные журналы

  • Практикумы Родительские вечера

  • Родительские чтения Родительские ринги


Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме – один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов. Интерактивность означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога.



Установление с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог обладает знанием и навыками психолого-педагогических основ установления контактов с семьёй школьника. Слово педагогу-психологу Кожевниковой Ольге Павловне.





Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.


Проблемные ситуации

(работа в группах)


Правила педагогической этики


  • Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

  • Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

  • Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

  • Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

  • Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.

  • Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

  • Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить ребенку! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.

Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.



Напоминаю, что на основании Федерального закона № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и целого ряда других нормативных документов с 1 сентября 2021 года в нашей школе реализуется Рабочая программа воспитания. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках различных направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Работа с родителями». Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.