Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования Куртамышского района
«Дом детства и юношества»

Белозерова Юлия Владимировна
Педагог дополнительного образования
Кукольный театр «Петрушка»
Педагогическое эссе
Тема: «Миссия педагога»
«…за педагогикой всегда скрывается определенная
философия, в частности действия»
Пьер Бурдье
Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, расширяет воспитательные возможности школы.
Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности.
Педагог дополнительного образования сегодня – это не просто грамотный специалист, а человек, несущий детям культуру, нравственные и патриотические качества, открывающий им мир красоты слова, поступка. Это человек, побуждающий в детях желание быть индивидуальным, интеллектуальным, нравственно духовно развитой личностью, выглядеть эстетично и менять, украшать этот мир вокруг.
Миссия педагога в дополнительном образовании – это сотворение многогранной, всесторонне развитой личности.
Уверена, способность творить делает ребёнка счастливым. Эта способность призвана формировать искусство, которое является одним из важнейших инструментов в руках педагога-мастера. Раскрытие индивидуальности через создание организованной творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности. Педагог должен сегодня не просто учить способам познания и преобразования окружающего мира, но, и, прежде всего, помочь ребенку искать свою особенность, свой индивидуальный путь в культурном пространстве этого мира. Моя миссия, как педагога, руководителя кукольного театра - это искусство воспитания всесторонне развитой личности через игру спектакля. Осваивая инструментарий при изготовлении кукол, декораций обучающиеся раскрывают свою индивидуальность и новые формы выражения личностного «я» через художественные средства выразительности.
В моей работе нет определенных правил и законов. Есть различные технологические приемы, освоив которые, обучающийся погружается в мир фантазии и созидания собственного образа героя. Ребенком движет единственное желание – сделать это красиво и оригинально. Это процесс созидания и есть для меня самый сокровенный в зарождении творчески мыслящей личности.
Когда я иду на занятия, мною движет, в первую очередь, любопытство, интерес. Какое нестандартное решение будет сегодня предложено? Какой новый образ появиться в ходе нашего совместного поиска? От своих ребят я жду новых открытий. Очень хочется их этому научить.
Пытаюсь донести до своих обучающихся очень важную для меня мысль: это сознание каждым ребенком собственной значимости, неповторимости, уникальности. Только тот, кто испытал собственные «радость творчества», может по достоинству оценить авторские находки другого. Именно созидатель, а не просто слушатель – тот, кто сам переживал радость творческих удач и открытий.
Занятия кукольного театра – это такой отрезок времени, который проживает ребенок. И это от меня зависит, полюбит ли их ребенок, что вынесет с этого занятия, захочет ли прийти снова. И я стремлюсь, чтобы занятия в нашей творческой мастерской стали миром открытий и откровений, взаимопонимания и сотрудничества. Я, как педагог, должна превратить обучение в увлекательный, познавательный процесс.
Предполагаю, что учебный процесс может быть успешным только при условии, если приемы и методы обучения будут давать пищу уму и чувствам детей, обеспечивать их развитие. На занятии творческий педагог никогда не будет создавать иллюзий, а будет побуждать обучающихся к дальнейшему освоению темы, к самостоятельному решению поставленных задач.
Главное в моей работе не только мои профессиональные знания, но и умение любить детей, верить в каждого из них. Но современная жизнь ставит передо мной, как перед педагогом, ряд проблем и вопросов. Как же в век высоких технологий, компьютеризации сохранить у детей интерес к творчеству? Как научить творчески мыслить? Как создавать условия для развития индивидуальности ребенка, помочь каждому ребенку самореализоваться?
В своей педагогической деятельности я пытаюсь ответить на эти вопросы. Убеждена, что у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. И, чтобы развитие ребенка проходило нормально, необходимо вовлечь его в этот вид деятельности, где бы он почувствовал себя успешным. И я стараюсь, изо всех сил, это сделать. Мой педагогический девиз: «Гори, люби, твори!»
Когда ребенок видит перед собой умного, грамотного, успешного, оптимистического, любящего свое дело, уважаемого детьми наставника, значит, есть вероятность успеха. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя – тоже играют большую роль в воспитании обучающихся.
Я думаю, что слагаемые педагогического успеха – это самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, моральная чистота и влюбленность в свое дело.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные». Это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша миссия помочь ребёнку встать на этот путь, так как дополнительное образование – основа творческого развития ребёнка.
2