СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое исследование на тему: "Социализация обучающихся в дополнительном образовании"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, в условиях постоянного информационного прогресса, детям все сложнее получить навыки, необходимые для жизни. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, которые должны облегчать и упрощать повседневное общение (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д.). Однако, все больше и детей, и молодежи заменяют реальные диалоги, игры и занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете. Процесс социализации в таких условиях становится все труднее.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование на тему: "Социализация обучающихся в дополнительном образовании"»


Творческий педагогический проект на тему:

«Социализация обучающихся с ДОД


Подготовила: ПДО Орищенко А.С.

Направленность ДО: техническая

В современном мире, в условиях постоянного информационного прогресса, детям все сложнее получить навыки, необходимые для жизни. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, которые должны облегчать и упрощать повседневное общение (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д.). Однако, все больше и детей, и молодежи заменяют реальные диалоги, игры и занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете. Процесс социализации в таких условиях становится все труднее.

 Согласно мнению современных российских ученых, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация человека происходит в семье, а уже потом в обществе.

Я рассматриваю социализацию в учреждении дополнительного образования Станции юных техников г. Донецка, объединение «Начально технического моделирования», по программе «Алые паруса». ОП рассчитана на 3 года.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Алые паруса» - разнеуровневая. Реализация программы позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания детьми в рамках одной образовательной программы.

Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающая) программы «Алые паруса» организовано по принципу дифференциации в соответствии с «ознакомительным уровнем» сложности в первый год обучения. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

Второй-третий год обучения «базовый уровень» сложности. Предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоения специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно-тематического направления программы.

Возраст обучающихся: 7-12 лет (учащиеся 1-4 классов). Учебные группы формируются из мальчиков и девочек в количестве до 15 человек. Разница в возрасте обучающихся в одной группе не должна превышать одного-двух лет. Уровень и направленность программы отвечают современным требованиям образовательных технологий, в процессе учебного материала разумно сочетаются теория и практика с элементами игр. Создаются условия для развития обучающихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, мотивации к познанию и творчеству, благополучия в коллективе, чувства товарищества и сплоченности на основе традиционной флотской дружбы экипажей кораблей и судов.



Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений, обучающихся требуются новые методы организации внеурочной деятельности. Только в рамках школьного обучения реализовать это невозможно. В этом случае необходимо использовать потенциал системы дополнительного образования детей. На базе учреждений дополнительного образования детей можно эффективнее в неформальной обстановке, через детские общественные организации, детские объединения организовать обучение, которые бы способствовало социализации обучающихся.

Цель исследования: изучение практики применения форм социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей направленных на социальную подготовку детей и отражение многообразие направленностей в доп. образовании, связанных с правом выбора.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по разрабатываемой проблематике.

2. Рассмотреть дефиниции: «инновация», «инновационные технологии», «социализация».

3. Дать определение сущности, структуры и социальных механизмов, соответствующее современному состоянию и степени их разработанности.

4. Проанализировать специфические условия развертывания социализированной деятельности в учреждении дополнительного образования детей.

5. Охарактеризовать инновационные технологии социализации, направленные на успешную социализацию обучающихся.

6. Изучение практики социализированных форм в системе дополнительного образования детей.

Методы исследования. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования форм социализации. Эмпирические методы: наблюдение в своём объединении.









Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек вынужден разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность просто обречена на жизнетворчество! Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания.

Дополнительное образование можно определить, как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Согласно Закона РФ «Об образовании» дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

«Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечения человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие».

Учреждения дополнительного образования вносят свой вклад в успешную социализацию детей и подростков.

В процессе своей деятельности я как педагог дополнительного образования стремлюсь комплексно и целенаправленно решать задачи социализации современных детей. По-моему, мнению, цель социализации: формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творить, перерабатывать социальный опыт, изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми. Социализация выполняет три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

«НТМ» - это объединение в котором обучается 900 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Дети и подростки, посещающие объединение, имеют значительные возможности в социализации, творческом развитии, самореализации личности. Освоение социального опыта детьми определяется их участием в технической направленности деятельности.

Социализация, как известно, включает все многообразие воздействий социальной среды на личность: стихийных и целенаправленных, субъективированных и формальных, контролируемых и спонтанных. Привлечение детей и подростков к занятиям в моём объединении при увеличении доли целенаправленного воздействия на личность, позволяет снизить долю спонтанного. И, несмотря на различия в мотивах выбора деятельности по увлечениям я обеспечиваю каждого ребенка не только референтной группой, но и референтно-значимой деятельностью. Референтная группа, как показывает практика, является ведущим механизмом социализации во всех возрастных группах, а референтно-значимая деятельность – социально одобряемым способом социализации.

Занятия техническим творчеством в объединении позволяют обучающимся проявить себя в различных ситуациях, реализовать личностные задатки и способности, учат взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, преодолевать сложности, мешающие в достижении результатов. Занятость учащихся содействует укреплению самодисциплины, развитию само организованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Основополагающие принципы социализации детей в объединении:
а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

 б) принципы самореализации детей в УДО;

 в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения; 
г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления. 
Система работы педагогического коллектива СЮТ по социализации обучающихся включает следующие функциональные компоненты: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный, компонент самоуправления.

Когнитивный компонент системы реализуется в процессе целенаправленного овладения подростком социального опыта. Подростки приобретают знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой деятельности.

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между подростками и педагогами в образовательном учреждении.

Деятельностный компонент способствует включению подростков в социально значимую деятельность, имеющую личностную оценку этой деятельности.

Коррекционный компонент связан с коррекцией хода процесса социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, регуляцией этой связи.

Компонент самоуправления представляет собой самоуправляемую систему социализации личности подростка, поскольку происходящие в ней изменения носят упорядоченный характер, а упорядоченность компонентов системы обеспечивается механизмами управления.

Все указанные функциональные компоненты системы социализации личности тесно взаимосвязаны.

В объединении органично сочетаются обучение, развитие, воспитание и социализация ребенка. Эффективными педагогическими условиями, обеспечивающими социализацию подростка в учреждении, являются:

-добровольный характер включения детей в социальные отношения, что позволяет осуществлять социализацию с учетом их интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные качества личности;

-направленность на позитивную включенность каждого ребенка в созидательную продуктивную деятельность (с опорой на его индивидуальные способности, склонности, интересы, запросы), в ходе которой происходит раскрытие его технического творческого потенциала и становление субъектной позиции;

- наличие различных по форме организации обучения в программе и проектов, что позволяет обучающимся иметь необходимую для них самих степень вовлеченности;

- создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;

- создание условий для саморазвития личности;

- использование технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

-создание социокультурной среды.

Образовательный процессстроится на основе организации различных видов деятельности обучающихся, обеспечивая каждому свободный выбор темпов и глубины освоения образовательных программ, активное взаимодействие обучающихся разных возрастов. Разновозрастное взаимодействие открывает перед ребенком новые возможности в освоении таких социальных ролей, как коллега, партнер, подчиненный; оно позволяет ему одновременно выступать в различных качествах: и взрослого, и сверстника, и ребенка.

Личностно ориентированный подход, положенный в основу сотрудничества взрослых и детей позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. На занятиях большое внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, создающей возможности для социально-образовательной реабилитации обучающихся, не сумевших успешно проявить себя в школе. Разнообразие деятельности позволяет раскрыться всем без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой.

В объединении реализуется индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с особыми образовательными потребностями. Я с радостью принима всех детей, желающих заниматься, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным, независимо от наличия академической успеваемости в общеобразовательной школе.

Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): способствующей предпрофессиональному и профессиональному выбору, усвоению нравственных ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни. Через участие детей и подростков в разнообразных формах работы в учреждении формируются такие социально важные качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии.

В объединении разработан проект «Корпорация досуга» основные задачи которого это: социализация детей и подростков, организация их досуга; создание условий для взаимодействия детей, педагогов и родителей. Ребята становятся активными участниками конкурсов, праздников, театрализованных представлений: от создания сценария и оформления до воплощения в жизнь игровой или развлекательной программы, техно- КВН. Работа, предшествующая мероприятию, и само его проведение воспитывают у ребят чувство единства, значимости, объединённости одной общей идеей, позволяют обогащать социальный опыт подростков, расширять круг взаимодействия с окружающими, что способствует успешной социализации и адаптации к современному обществу. Благодаря реализации проекта я отмечаем рост числа обучающихся, занятых в подготовке и проведении массовых мероприятий, расширение их тематики, внедрение современных форм организации, развитие коммуникативных способностей и социальной активности подростков, сплочение детского коллектива, укрепление в нем благоприятного социально-психологического климата.

Большое значение для социализации школьников имеет осознание своей включенности в организацию жизни объединения. В связи с этим одним из факторов социализации является детское самоуправление. В нашем учреждении создан ученический совет «Звездная галактика». Это объединение решительных, инициативных, самостоятельных, творческих, активных лидеров, которые возглавляют 6 отделов. Стать членом организации может любой обучающийся СЮТ в возрасте от 7 лет. «Звездная галактика» принимает активное участие в работе Ученический совет - организатор и участник не только районных, городских мероприятий (конкурс «Экотехника», фотовыставка — конкурс «Любимый город в объективе». Участвуя в работе по самоуправлению, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

Значительным потенциалом для социализации личности обучающихся обладает выставочный зал СЮТ, в котором накоплен богатый материал. На базе выставочного зала проводятся массовые мероприятия, тематические экскурсии для обучающихся, школьников города.

Одним из направлений деятельности СЮТ является организация отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время. Проведя исследования занятости детей в летний период, мы увидели, что 68% из них не имеют возможности поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Педагогическим коллективом созданы условия для полноценного летнего отдыха, оздоровления, занятости и социализации детей. На базе учреждения ежегодно в летний период (3 смены –июнь, июль, август) работает площадка досуга. Разработана программа площадки досуга детей «Город мастеров», целью которой является комплексно-развивающая (оздоровительная, психологическая, спортивная, экологическая) поддержка, организация здорового досуга детей и подростков. План работы площадки предусматривает проведение спортивных, экологических, интеллектуально-развлекательных мероприятий, творческих конкурсов, игр – путешествий, походов, экскурсий, занятий кружков. Особое внимание уделяется отдыху и занятости детей группы риска – из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Анализируя работу летней площадки, пришли к выводу, что ее работа помогает обогатить социальный опыт детей и подростков, создает условия для восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Решая задачи социализации обучающихся СЮТ активно взаимодействует с образовательными учреждениями города, государственными и общественными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, что позволяет создать единую социокультурную среду. Как подчеркивал А.В. Мудрик «отношения со средой выполняют очень важную функцию в накоплении социального опыта подростками: они дают им опыт отношения к общению с окружающими как к своеобразному средству социального контроля». Социокультурная среда - это окружающие ребенка люди, различные сообщества людей, их деятельность, связи и отношения; это общественная атмосфера, мораль и нравственные нормы, воплощенные в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного ребенка. Педагоги СЮТ работают над развитием и расширением социокультурной среды учреждения, предоставляющей обучающимся возможность общаться и сотрудничать с людьми разных возрастов, жизненного опыта, представителями различных профессий, учреждений, организаций. На основании договоров о совместной деятельности с целью привлечения к занятиям техническим творчеством большего количества детей, а также в связи с большой протяженностью и разбросанностью района организовали работу кружков в 10 школах города. Это даёт детям возможность заниматься интересным для них делом в «шаговой доступности», участвовать в жизни своих микрорайонов.

Как показывает опыт работы объединения над проблемой социализации обучающихся для отслеживания результативности этого процесса и его коррекции проводится мониторинг. Методической службой СЮТ разработан инструментарий и выделены следующие уровни социализации:

Первый уровень — низкий. Для этого уровня характерно слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудности в интерперсональных контактах, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.

Второй уровень — средний. Этот уровень характеризуется проявлением познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, избирательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.

Третий уровень — высокий. Подростки этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми, проявляют умения регулировать отношения, утверждать себя в среде подростков, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности.

Все уровни взаимосвязаны между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Повышение уровня социализации личности подростка происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики позволяют качественно замерить процесс социализации личности подростка в условиях образовательного учреждения.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Успешная социализация в образовательном пространстве и в социуме опирается на тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

Победы и достижения наших обучающихся в конкурсах, выставках соревнованиях, их личностные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности как отдельного объединения, так и СЮТ в целом по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств.

Продукт проекта:

Результат социализации: социально зрелая личность





















Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ;

  3. приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

  4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]/ Н.Ф. Голованова. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст]/ Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 176 с.

  2. Мудрик А.ВРоль социального окружения в формировании личности подростка [Текст]/ А.В. Мудрик.- М.: Знание, 2019. 40 с.

  3. Партина Л.В. Социализация человека как проблема [Текст]/ Л.В. Партина. - Алма-Ата, 2004.

  4. Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования детей (материалы муниципальной научно-практической конференции) [Электронный ресурс] http://statik/metod/innovatcii

  5. Карнаухов В.А. Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Электронный ресурс] http://www.dslib.net/obw-pedagogika








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!