СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет "Образование и самообразование как средство развития профессиональной компетентности педагога"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Образование и самообразование как средство развития профессиональной компетентности педагога"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чеканская аграрная средняя общеобразовательная школа»

(МОУ «Чеканская аграрная средняя школа»)


ПРОТОКОЛ


«30» марта 2018г. №3


с. Чекан

Педагогического совета

Председатель – Исымбаева В.В.

Секретарь – Прозорова Л.П.


Присутствовало: 18 человек

Тема: Образование и самообразование как средство развития профессиональной компетентности педагога

Цель: создать у педагогов школы мотивацию для постоянного совершенствования педагогического мастерства

Эпиграф: Всякое настоящее образование

добывается только путем самообразования.

Н.А. Рубакин

Повестка дня

  1. Образование и самообразование как средство развития профессиональной компетентности педагога (Жевлакова Е.А.)

  1. Новые образовательные стандарты на уроках технологии (Верняев В.А.)

  2. Преподавание русского языка в условиях введения ФГОС (Перминова Т.В.)

  3. Информационно-коммуникационные технологии как средство достижения нового результата начального общего образования в условиях реализации ФГОС (Перминова Е.М.)

  4. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения (Перевозчикова Р.Р.)

  5. Метод проектов как средство развития коммуникативной компетентности учащихся (Жевлакова Е.А.)

  1. Разное.

Ход педсовета

  1. По первому вопросу выступила зам. директора по УВР Жевлакова Е.А. (презентация прилагается)

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами будем говорить об образовании и самообразовании как средстве развития профессиональной компетентности педагога.

Посмотрите, пожалуйста, на запись и постарайтесь ее расшифровать.

6ВА3ОБ5ЗО2МО1СА4РА8Е7НИ (самообразование)

Итак, ключевое слово нашего педсовета – самообразование.

Слайд 2

Зачитывается повестка педсовета

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России, является совершенно новым документом для образования. Новизна заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования.

- Освоение педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению.

- Освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта.

- Овладение педагогами технологиями деятельностного (компетентностного) обучения.

- Обучение педагогов новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности.

В статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о предоставлении педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

В статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» прописано:

Педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

В свете этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя.

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. 

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.) и о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. 

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности. 

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. По выражению Н. Рубакина, «всякое настоящее образование добывается путем самообразования».

Слайд 3

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.  С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Слайд 4

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника. Учитель соответствует требованиям общества и государства.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.

Слайд 5

Самообразование

-осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Самообразование может иметь следующие направления:

Слайд 6

Направления самообразования:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое и психологическое;

- правовое,

- методическое;

- эстетическое;

- в области ИКТ;

- в области формирования ЗОЖ,

- интересы и хобби…

Оставим в конце списка многоточие, потому что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС, являются:

- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

- отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов).

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.  Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Слайд 7

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;

- самообразовательная  работа над докладом по какой-либо теме; 
- обзор в Интернете информации;

- посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 

- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;

- общение с коллегами в сетевых сообществах;

- участие в профессиональных конкурсах.

Слайд 8

Определим формы самообразования педагогов:

- Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.  С этой целью учителя составляют программы самообразования.

- Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе школьных методических объединений.

Обобщение и распостранение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие; ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит  педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Слайд 9

Далее педагоги поделились опытом работы по своим программам самообразования (выступления прилагаются):

  1. Новые образовательные стандарты на уроках технологии (Верняев В.А.)

  2. Преподавание русского языка в условиях введения ФГОС (Перминова Т.В.)

  3. Информационно-коммуникационные технологии как средство достижения нового результата начального общего образования в условиях реализации ФГОС (Перминова Е.М.)

  4. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения (Перевозчикова Р.Р.)

  5. Метод проектов как средство развития коммуникативной компетентности учащихся (Жевлакова Е.А.)

Разное.

Слайд 18

Решение:

  1. Информацию с педсовета принять к сведению.

  2. Вести мониторинг выполнения программ самообразования, итоги мониторинга рассматривать на заседаниях ШМК.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!