СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж настроения

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: "Пейзаж настроения"

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж настроения»

6 класс

Тема урока: «Пейзаж-настроения. Природа и художник»

Цели:

Обучающие:

  • расширить знания учащихся о пейзаже;

  • познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

  • учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день в разные времена года;

  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;

  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;

  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Задача: показать красоту природы в разное время суток и разные времена года.

Задание: изобразить пейзаж

Оборудование:

для учителя: экран, проектор, ноутбук.

для учеников: альбомы, кисти, акварель.

Зрительный ряд: презентация к уроку с репродукциями художников: К.Моне «Впечатление. Восход солнца», «Руанский собор вечером», «Портал. Раннее утро», Э.Мане «Клод Моне в своей лодке-мастерской», П.Синьяк «Желтый парусник», А.Сислей «Сад Ошеде Монжеро», картины В.ВагГога, П.Сезанн «Гора Сент-Виктуар», рисунки, выполненные учащимися.

Литературный ряд:  стихи И. А. .Бунина, О. Рязановой

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “Времена года”.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного материала.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)

  5. Физкультминутка.

  6. Практическая часть.

  7. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.

  2. Повторение изученного материала.

Повторение (Слайд 1)

Ребята, на прошлых уроках мы изучали виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства. (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 2)

А какие жанры вы знаете? Давайте ответим на вопросы теста. (Слайд 3-11)

Вопрос. К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
И.А.Бунин

(ответы детей) Пейзаж. (Слайд 12)

 Пейзаж – один из жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. (Слайд 13-14)

Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.

Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

“У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но, так совершенна природа,
Что в целом ее краше нет”.
О.Рязанова

3. Сообщение новой темы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

(Слайд 15.)

Обратите внимание на эпиграф:

“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия”
И.А.Бунин

Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.

Тема нашего урока “Пейзаж – настроение. Природа и художник”.(Слайд 16)

4. Изучение новой темы.

Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души)

Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)

(Слайд 17 )

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката - зыбкие и тонкие изменения в природе - приходят в искусство пейзажной живописи. (Слайд 18)

В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось направление - импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». (Слайд 19)

Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе - на пленэре. Он создавал целые живописные циклы - серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. (Слайд 20-24.)

Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании.

На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно.

У художника , стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.

Необычайное эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог. С помощью ритмической организации цветовых мазков он, обостряя состояние природы, выражал напряжение собственных чувств, свое взволнованное вдохновение. Давайте рассмотрим внимательно картины. ( Слайд 25 - 26 )

Как меняется цвет в природе. (Слайд 27-28)

5. Физкультминутка.

6. Практическая часть.

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам создать свой пейзаж-настроение, передать состояние природы: утром или вечером, в дождь или солнце, весной, летом или осенью….

Продумай и объясни какое цветовое состояние характерно для каждого из пейзажей:

«Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Закат».

Важно!

Создать колорит (цветовой строй, отвечающий замыслу)

Не забыть о воздушной и линейной перспективе

Продумать интересную композицию

Характер живописных мазков: энергичные или текучие, мелкие или широкие, размашистые… (Слайд 29-31)

Выполнение задания:

б) Закончили изучать тему «Пейзаж». Вспомнили жанры изобразительного искусства, виды пейзажей, познакомились с цветовой гаммой в зависимости от времени года и части суток.

2)Оценки.

7. Итог урока. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!