государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области Тарасовский многопрофильный техникум
Передовой педагогический опыт в проведении учебной практики
подготовила: преподаватель Щурова Т.А.
Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического, до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций, а компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить некоторые:
- информационно-коммуникационные технологии;
Применение компьютерных технологий позволяет:
- наполнить урок новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучаемых;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
- здоровье сберегающие технологии
Здоровье сберегающая технология – это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск обучающихся решения проблемы.
- личностно-ориентированные технологии;
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Можно выделить разные подходы:
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного обучаемому.
Дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение обучающихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Современные образовательные технологии используемые на занятиях учебной практики
Игровая технология обучения (дидактическая игра)
Метод проблемного обучения (учебная дискуссия, учебный проект)
Технология активного обучения ( имитационный тренинг – отработка навыков с выполненением должностной роли)
Компьютерные технологии (показ презентаций и обучающих фильмов)
Технология проектной деятельности (выполнение учебного проекта)
Задачи преподавателя:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающего в работе.
- Умение рационально планировать и организовывать работу.
- Оценка деятельности обучающего не только конечному результату, но и его достижения.
- Создание проблемных ситуаций, которые позволяют обучающимся, проявлять инициативу и самостоятельность.
- Поощрять обучающихся, находить рациональные способы работы.
Фронтальная работа
Обучающие выполняют одинаковые задания
Активный метод обучения - Имитационный тренинг
Метод проблемного обучения -Учебная дискуссия
Игровая технология обучения -Дидактическая игра
Компьютерные технологии обучения
обучающие фильмы
презентации
Метод проблемного обучения – Учебный проект
Индивидуальный Групповой
Оформление торта белково-заварным кремом. Приготовление Осетинских пирогов.
Приготовление сосисок в тесте.
Этапы учебного проекта:
Поиск проблемы, анализ предстоящей деятельности, сбор информации в литературных источниках и интернет ресурсах.
Описание технологических операций, разработка технологической документации: схем и карт. Оформление и представление работы в виде презентации.
2. Технологический
Приготовление блюда, кулинарного изделия; соблюдение
технологической, трудовой дисциплины, норм технической
безопасности.
3. Заключительный
Подведение итогов - защита проекта. Представление готового
блюда, кулинарного изделия и калькуляционной карты.
Выводы:
Целью каждой образовательной технологии является развитие у обучающихся умения работать с информацией, использовать информационные ресурсы, работать в команде и самостоятельно, качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что, в конечном счете, ведет к заинтересованности обучающихся в образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у обучащихся. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.