Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

Реферат
по дисциплине МДК 01.02 методика преподавания русского языка
ПЕРЕССКАЗ И ЕГО ВИДЫ
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Выполнила:
студентка 1 курса группы Вкш
школьного отделения
Гриценко Кристина
Преподаватель:
Коваленко Зоя Николаевна
Краснодар, 2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...……3
I.Требования к пересказу………………………………………………….………...4
II. Приемы обучения пересказу……………………………………………………..5
III. Классификация пересказов…………………………………………………...…8
IV. Заключение……………………………………………………………………..12
V. Используемая литература………………………………………………………13
Введение
Пересказ - вид деятельности ребенка, средство формирования речи на основе образца. Оно заключается в передаче ребенком содержания прочитанного текста - как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе необходимые навыки сформируются.
Требования к пересказу:
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5.Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).
Приемы обучения пересказу
Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Воспитатель-методист, объясняя педагогам назначение установочных приемов, должен предостеречь их от бытующей ошибки: не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.
Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за нашу Советскую Армию?
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»
Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы. Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.
Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой. Методист должен советовать воспитателям творчески подходить к опубликованному материалу, тщательно продумывать формы использования намечаемых приемов обучения, иногда расширяя их комплекс (особенно по формированию выразительности речи при пересказах).
Классификация пересказов
1. Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Он помогает учить логике рассуждений, формирует речь детей, обогащает их память, приучает ребенка акцентировать внимание на фактах произведения.
Для подробного пересказа не рекомендуется подбирать тексты маленькие по объёму, т. к. дети запоминают их наизусть. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем нужно учить включать в пересказ элементы описания и рассуждения.
Рекомендации по подготовке подробного пересказа:
Не спеша, не отвлекаясь, сосредоточенно прочитай вслух весь текст.
Если в тексте употребляются неизвестные тебе фразы, выясни их значение.
Подумай и определи идею данного произведения, то есть главную мысль текста.
Сформулируй мысль в нескольких предложениях.
Вырази мысль в одном предложении.
Выдели в тексте основные слова (они показывают главную мысль произведения).
Раздели текст на части, озаглавь их.
Прочти наименования частей и проконтролируй, на сколько точно они передают содержание текста.
Составь план пересказа.
Пользуясь планом, перескажи произведение.
В пересказе употребляй отрывки из различных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
2. Краткий (сжатый) пересказ наиболее сложный для овладения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему необходимо выявить в тексте самые существенные детали и передать их в своем выступлении: выбор основного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного произведения, сжатый пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его центральной мысли пословицей.
Обучать краткому пересказу лучше на повествовательных текстах, где легко прослеживается действие. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то часть кратко, одним предложением. Затем в разборе других рассказов передать кратко содержание 2-3 частей и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.
Способы сжатия (сокращения) текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных единичных явлений;
сочетание исключений деталей и обобщений.
Рекомендации по подготовке краткого пересказа:
Прочитай текст, определи его тему и основную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
Выдели в тексте все его части.
Определи, какие части позволительно исключить, объединить. Почему?
Составь план сжатого пересказа.
В каждой части выдели главное.
Отметь то, что допускается объединить.
Подумай, как связать части между собой.
Изложи сжато каждую часть.
3. Выборочный пересказ подходит в том случае, если необходимо привлечь внимание ребенка к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, выбрать материал для характеристики героя и т. д.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста). Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделятся сюжетная линия.
Виды выборочного пересказа:
Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию педагога;
Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;
Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Рекомендации по подготовке выборочного пересказа:
Внимательно прочитай текст, узнай значение неясных слов.
Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
Внимательно ознакомься с тестом еще раз, выбери то, что иметь отношение к теме, сделай нужные пометы и выписки.
Определи главную мысль пересказа.
Найди, какой образ (художественный, научный, публицистический и тд.) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь применять.
Составь план отобранного текста.
Продумай, как объединить смысловые части выборочного пересказа.
4.Творческий пересказ - вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
Известны следующие виды творческой перестройки и дополнений при пересказе:
Пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего пересказ осуществляется от третьего лица, если в тексте произведения повествование ведется от первого лица.
Пересказ с лица одного из героев - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, однако требующая иногда крайне значительных изменений и дополнений;
Пересказ всего текста или его части с креативными дополнениями, с выдуманными эпизодами, деталями;
Инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного произведения диалогов, их чтение по ролям, составление сценария по рассказу;
Словесное изображение («что я изобразил бы в картине»).
Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
сообщение о своем жизненном опыте;
придумывание продолжения действия;
сообщение фактов, взятых из других источников.
Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.
Чтобы благополучно справиться с таким пересказом, обучающийся обязан войти в роль персонажа, понять его возраст, нрав, взглянуть на события его глазами. Творческие дополнения могут являться грамотно выполнены только в том случае, если школьники осознали содержание повествования и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Заключение
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Цель пересказа - расширить и обогатить словарный запас детей.
Важно показать ребёнку, что приобретенные им навыки пересказа актуальны и полезны. Это можно делать не только на уроках литературного чтения, но и в повседневной жизни, предлагая ему вспомнить, например, на кого из литературных персонажей внешне похож прохожий на улице, предложить составить самостоятельный рассказ о забавном эпизоде или запомнившемся событии. Необходимо помочь ребенку почувствовать, что богатый словарный запас - это действительно мощный инструмент, который помогает достичь взаимопонимания с окружающими.
Используемая литература:
1.https://infourok.ru/doklad_po_teme_razvitie_ustnoy_rechi_u_uchaschihsya_nachalnoy_shkoly_sredstvami_pereskaza._vidy-312387.htm
2.https://ped-kopilka.ru/blogs/blog61643/metodika-obuchenija-pereskazu-v-dou.html
3.https://studfiles.net/preview/5301273/page:6/
4.http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met143/node14.html
9