Тема: Перестановка чисел при сложении
Цели: упражнять в устном счете на сложение и вычитание; познакомить со свойством сложения; воспитывать чувство взаимоподдержки.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
2. Устный счёт
Счёт до 20, обратно, по 2
Повторяем состав чисел: Мяч 5 это, 6 это и т.д.
Карточки: Найдите примеры с ответом 10,9.8 (два примера на вычитание)
10-3 (10 это 3 и 7, значит 10-3=7 и т.д) 8-4 9-3
10-5 8-3 9-5
10-4 8-6 9-7
10-6 8-5 9-4
-прочитайте примеры по азному: 10-3, из 10 вычесть 3, 10 уменьшить на 3) и т.д.
Арифметический диктант.( в тетрадь+ проверка)
Уменьшите 8 на 1.
Увеличьте 6 на 2.
Какое число называют при счете после числа 9?
Перед числом 6?
Между числами 5 и 4?
Уменьшите 6 на 3.
Увеличьте 4 на 2.
На прогулку из яслей вышли 10 малышей. 5 из них на травку сели, остальные – на качели. Сколько ребят сели на качели?
Слон, слониха, 2 слоненка шли толпой на водопой. А навстречу 3 тигренка с водопоя шли домой. Сосчитайте поскорей, сколько встретилось зверей?
На удочку Андрей поймал 6 окуней. А друг его Сергей – трех небольших ершей. Сосчитай без лишних слов этих мальчиков улов.
Ответы: 7, 8, 10, 5, 3, 3, 6, 5, 7, 9
Задание для смекалистых.
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут.)
3. Работа над темой
Один ученик работает у доски, остальные на своих местах.(устно, запись на доске)
Положи 4 красные фишки, справа от красных положи 2 желтые фишки. Сколько фишек стало? (6)
Как получили? (4 + 2 = 6) Запишите.
Как называется число 4? (1 слагаемое)
Число 2? (2 слагаемое)
Число 6? (Значение суммы.)
Нарисуйте 2 желтые фишки, справа от них 4 красные фишки. Сколько фишек стало?
Как получили? (2 + 4 = 6) Запишите.
Чем примеры похожи? (Цифрами.)
Чем отличаются? (Расположением цифр.)
Что мы сделали с фишками? (Тоже поменяли местами.)
Какой результат сложения в обоих случаях? (6, одинаковый)
Результат сложения изменился? (Нет.)
Какой сделаем вывод? (Если слагаемые поменять местами, то результат сложения не изменится.)
Практика: дети, ягоды и т.д
Работа по учебнику.
С. 4. Прочитайте тему урока
№ 1.
Откройте учебники на с. 4, рассмотрите рисунок, на котором изображены Волк и Заяц.
Какой пример решает волк?
Какой пример решает заяц?
Как вы думаете одинаковые ли ответы получатся? Давайте проверим.
Сколько получилось у волка? А у зайца?
Почему ответы одинаковые, а примеры разные? (Волк считал с красных фишек, а заяц с желтых, количество фишек одинаково.)
Скажите, в каком случае быстрее сосчитали: когда прибавляли 4 или когда прибавляли 3?
А всегда ли можно переставлять числа? Если можно, то конечно, лучше к большему числу прибавлять меньшее: быстрее получим результат.
№ 2.
Объясните, как к 3 прибавили 6. (От числа 3 вправо отсчитываем б шагов и останавливаема на числе 9. Значит, 3 + 6 = 9.)
Объясните, как к 6 прибавить 3. (От 6 отсчитываем вправо 3 шага и получаем 9, значит, 6 + 3 = 9.)
Сравните примеры.
Какой вывод можно сделать? (Складывать числа можно в любом порядке. О перестановки слагаемых сумма не меняется.)
А как удобнее вычислять? (К большему числу удобнее прибавлять меньшее, так как меньше делаем шагов по линейке.)
Прочитайте правило.
С. 5.
№ 4.
Читают поочередно записи, определяют верные и неверные, объясняют почему. Читать по-разному.
№ 5.
Надо ли выполнять сложение во второй строке?
Почему не надо?
Назовите результаты сложения.
№ 3.
2 – число вишен
7 – число ягод смородины
9 – число вишен и ягод смородины
Что целое? Что части?
Что изменилось? (Расположение частей. Поэтому на красном флажке вместо вопросительного знака сразу записать число 9, пересчитывая всех ягод.)
№ 6 (тренировочное- в тетрадь)
Решаем с помощью линейки.
В каких случаях желательно использовать свойство сложения.
С. 6.
№ 7.
Как надо прикладывать линейку?
Какова длина расчески? (8 см) Ширина? (3 см)
Какова длина зеркальца? (4 см) Ширина? (5 см)
№8,№9,№10- работа с фишками
Задача(в тетрадь)
Петя, Маша и Ваня катаются с горки на лыжах, а Дима и Ира- на санках. Сколько детей на горке?
- Сколько девочек? Сколько детей на лыжах?
-Сколько мальчиков? Сколько детей на санках?
-Сколько всего детей? Сколько всего детей?
2+3=5(д) 3+2=5(д)
Работа в Р. Т., с. 3 – 4
Самостоятельное выполнение с последующей проверкой № 1.
№ 5 – придумай и реши задачу.
Составим задачу с вопросом «Сколько у клоуна красных и зеленых шариков?»
Какие шарики клоун держит в левой руке?
Какие шарики в правой?
Сколько у него красных шариков? Сколько зеленых?
Составляем текст задачи: «В правой руке у клоуна 3 красных шарика, а в левой 4 зеленых. Сколько у него красных и зеленых шариков?»
Решите ее. Сколько всего шариков? Запишите ответ.
№ 6.
Рассмотрите рисунок. Какая смородина растет в саду? (Красная, черная, белая.)
Под рисунками написаны вопросы, на которые нужно ответить.
Прочитаем первый вопрос. Какие числа будем складывать?
Теперь второй вопрос. Какие числа нужно сложить?
Теперь проговорите весь текст. Начинаю я: «В саду посадили… Продолжайте».
В саду посадили 5 кустов черной, 2 куста красной и 3 куста белой смородины. Сколько кустов черной и красной смородины посадили? Сколько кустов красной и белой смородины посадили?
Итак, складываем числа 5 и 2. Сколько получилось? Сделаем запись в клетках под первым вопросом.
4. Итог урока