СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую систему

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика 10 класс

Урок «Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую систему»"

Цель урока:  Освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую.

Просмотр содержимого документа
«Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую систему»

Информатика 10 класс

Урок «Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую систему»"

Цель урока:  Освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать навыки перевода чисел из системы в систему, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы, стимулирование интереса к изучаемой теме;

    • развивающие: развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде; развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

    • воспитательные: формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность

Ход урока

1. Орг. Момент. Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся. Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Для того чтобы начать наш разговор, предлагаю посмотреть небольшое видео.

Просмотр видео «Сигнал». 40 сек

А как вы считаете, в каком виде сигналы из космоса доходят до Земли? (Подвести к радиоволне.)

Знаете ли вы, как ученые расшифровывают эти сигналы?

Какой из ваших ответов наиболее близок к истине?

Посмотрите, вот часть знаменитого сигнала полученного из космоса.

Какой ответ был наиболее правильным? ( про буквы, только ли цифры?)

Всем известно, что существует множество разных способов представления информации.

Скажите, а в каком виде представлена информация здесь? Видите ли вы элементы какой-нибудь знакомой вам системы? Какой? Почему?


Выход на тему урока. Постановка задач.

А знаете ли вы какие-нибудь другие системы счисления?

?

?

321 300 323  300 316 472 77 24 1 67 357


F

05

7DF

16А5

15

А

4D5

Посмотрите на экран, я предлагаю вам определить, какие СС будут в центре внимания сегодня на уроке.

Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачи сегодняшнего урока.






Что такое система счисления? (это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел.)

2. Заполнение таблицы 

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9

 

8

 

 

 

0; 1

 

16

 

Правильно заполненная таблица имеет вид:

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9

Восьмеричная

8

0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; A; B; C; D; E; F


А умеем ли мы переводить числа из 10-ой системы счисления в 2-ую. Что для этого надо сделать?(ответы детей)



4. Предлагаю приступить к выполнениюзадачи№1 - понять принцип перевода из одной СС в другую.

Для начала позволю себе напомнить вам схему перевода из 2 в 10 и обратно.

Можете ли вы сформулировать принцип, на котором основана данная схема.

Как вы думаете, ребята, можно ли этот же принцип использовать для перевода в любую другую СС? Каким образом вы сделаете перевод, например, в 8-ричную СС? Кто может объяснить? А в 16-ричную?

Схема на экране доказывает правоту ваших предположений. Молодцы!

Подведем небольшой итог. ( Вернуться к задачам)

Продолжаем работу. Теперь вам предстоит освоить такой способ перевода данных при выполнении практических заданий.

Найдите задание №2 в рабочих листах

____, прочитай задание в слух.

Каждая буква русского алфавита закодирована трехзначным десятичным числом, причем код каждой последующей буквы на 1 больше кода предыдущей буквы. Известно, что буква "А" кодируется в десятичной системе счисления как 192. Расшифруйте слово, закодированное в восьмеричной системе счисления.

Вопросы есть? Выполняйте.

3218 3008 3238 3008 3168 АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Ответ: 209 192 211 192 206

РАТАН

(Специальной астрофизической обсерватории РАН, крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 метров, расположен в Карачаево-Черкесии)

Делаем вывод. 8 СС затруднений не вызвала. Теперь попробуйте поработать с 16 СС.

Попробуйте выполнить задание №3 в рабочих листах.



----, прочитай задание.



15 мая 2015 года российскими астрономами на радиотелескопе РАТАН-600, был зафиксирован сигнал, пришедший со стороны звёздной системы HD 164595 из области созвездия Геркулеса, находящейся на расстоянии 95 световых лет от Солнца. Во время передачи сообщения произошел сбой и некоторые десятичные числа(выделенные жирным шрифтом) закодировались в их эквиваленты в шестнадцатеричной системе. Раскодируйте эти числа и восстановите сообщение.


HD 164595 обладает одной известной экзопланетой HD 164595 b, обращающейся вокруг неё по орбите с периодом 2816 дней массой 6016*1024кг что в 16 раз больше Земной.



Вопросы ? Выполняйте.



Ответ 40, 96

Есть ли в классе кто-нибудь, у кого выполнение этих заданий вызвало затруднения?

Предлагаю всё-таки проверить качество усвоения вами изученного материала и выполнить контрольное задание в рабочем листе. Задание не простое, у меня для вас приготовлен сюрприз, который лежит вот в этой коробке. Чтобы открыть ее, нужен ключ. Выполните задание и вы узнаете код ключа, который состоит из последних цифр полученных чисел.

Контрольное задание

Вариант №1

Начертите систему координат, переведите двоичные числа в десятичные и изобразите точки, соединив их.

1(1,11); 2(101;11); 3(101;1001); 4(1000;110); 5(101;11); 6(1010;110); 7(1001;1);  8 (11;1);  9(1;11); 10(101;1001); 11(101,1010); 12(1000;1010); 13(1000;1001); 14(101;1001).   

Вариант №2

Начертите систему координат, переведите двоичные числа в десятичные и  изобразите точки, соединив их.

1(1,101); 2(10;110); 3(101;110); 4(111;1001); 5(1001;1001); 6(111;110); 7(1010;110); 8(1011;1000); 9(1100;1000); 10(1010;100); 11(111,100); 12(1001;1); 13(111;1); 14(101;100); 15(10;100).


Домашнее задание: Рождение цветка

Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

Вариант №3

Начертите систему координат, переведите двоичные числа в десятичные и изобразите точки, соединив их.

1(11,1); 2(101,1); 3(101,1); 4(111,10); 5(101,101); 6(110,101); 7(100,1000); 8(10,101); 9(11,101); 10(1,10); 11(11,10); 12(11,1).

(Ответы: кораблик, самолет, елочка)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!