Задачи урока | Для учителя | Для ученика |
1. Образовательная | Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме | 1.Знать смысл понятий порядковый номер (заряд ядра), химическое соедине-ние, периодичность. 2. Уметь работать с периодической системой, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради. |
2. Развивающая | Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. Развитие пространственного воображения и коммуникатив-ных навыков через групповую работу. | Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность. |
3. Воспитательная | Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. | Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности. |
Этапы урока | Деятельность учителя на данном этапе | Деятельность учащихся |
Организационный. | Приветствие учеников. - Здравствуйте, ребята! Мир веществ очень многообразен. Посмотрите на вещества, которые стоят на столе. Скажите, как подразделяются все вещества на земле? Из чего они состоят? | Дети разглядывают вещества. - Простые и сложные.
- Из атомов химических элементов |
Стадия «Вызов» | Мотивация на формулировку темы занятия самими учащимися. - Какие основные количественные характеристики атомов, вы знаете? - Ребята, вы можете определить заряд ядра? Количество р,n,e? Число энергетических уровней и число электронов на внешнем слое? Предлагаю двум учащимся сделать данное задание для натрия и хлора. А вы можете объяснить как качественные характеристики (электронное строение) влияют на свойства химических элементов и их соединений? Как они изменяются в периодической системе? На слайде 1 таблица «Знаю –Хочу узнать –Что узнал». - Познакомьтесь с таблицей на слайде. - В колонку «Знаю» все характеристики связанные с понятием «атом». (учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают характеристики, учитель записывает) В колонку «Хочу узнать» учащиеся вносят то, что вызвало затруднение. Попробуем сформулировать тему урока. - Что должны выяснить? - А как вы думаете, они изменяются в периоде, группе? Слайд 2: тема урока. Запишите тему в тетрадь. | - Заряд ядра, относительная атомная масса. Выполняют задание на доске. Затрудняются ответить. Смотрят на таблицу Заполнение колонки «Знаю» таблицы с опорой на вопросы. Учащиеся знают: мельчайшая частица, «неделимый», ядро, электрон, протон, нейтрон, заряд ядра, энергетический уровень, орбиталь. Заполнение колонки «Хочу узнать» (индивидуальная работа) - Свойства химических элементов. - Да меняются. Записывают тему в тетрадь. |
| Совместная формулировка проблемы и темы занятия |
Стадия «Осмысление» | Исходя из таблицы «Хочу узнать» попробуем определить цели Определение цели урока Какова цель нашего урока? | Ожидаемые ответы: Как изменяются свойства химических элементов в периодах и группах? 2. Почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах? |
| На доске строение атомов двух химических элементов: хлора и натрия. Чем строение атомов отличается друг от друга? - К каким классам относятся простые вещества натрий и хлор? Найдите в тексте учебника на стр. 154 ответ на вопрос: сколько электронов на внешнем слое у металлических и неметаллических элементов? - Как называются электроны внешнего энергетического слоя? - У элементов побочных подгрупп какие электроны являются валентными? Мы с вами говорили, что атом может терять или приобретать электроны. Посмотрите на слайд (7). Вставьте недостающие понятия, используя текст учебника на стр. 154. Слайд 4 _____- это субмикроскопическая вселенная. Центр её - атомное _____, а периферия - _______. Электроны в атоме совершают определённые ______ и находятся в строгом взаимодействии между собой, образуя внешнюю оболочку атома. Ядро в целом несёт _______заряд, а электроны -_______.Электроны внешнего, а иногда и предвнешнего энергетического уровня называются, _______. Если атом теряет их, он становиться ______заряженным ионом - ______. Если атом приобретает их, он становиться ______заряженным ионом - ______. - Что зависит от валентных электронов? - Подумайте, какому атому легче отдать электрон? Натрию или хлору? Почему? - Подумайте, какому атому легче принять электрон? Натрию или хлору? Почему? | Ожидаемые ответы: - Числом электронов на внешнем слое. У натрия один электрон, а у хлора семь. - Натрий – металл, а хлор - неметалл
- У металлических 1-2, у неметаллических 4 и более. - Валентные. - Электроны не только внешнего, но и предвнешнего слоя. Читают учебник. Вставляют пропущенные слова. Записывают их в тетрадь. По цепочке учащиеся читают текст, помогая тем учащимся, которые не справились.
- От валентных электронов зависит способность к отдаче или присоединению электронов, а значит способность к образованию химических связей с другими атомами. - Натрию, т.к. он один - Хлору, т.к. до завершения не хватает одного электрона. |
| Слайд 6 Попробуем восстановить деформированный текст Любой период начинается химическим элементом неметаллом, а заканчивается металлом. У металла большое число электронов на внешнем слое, поэтому им легче их принимать, чем отдавать, у неметаллов наоборот. Используя периодическую систему, укажите заряд ядра, число электронов на внешнем энергетическом уровне На доске учащийся записывает недостающие элементы в строений атомов III периода. Слайд 7 - Какие изменения можно наблюдать в периоде с увеличением заряда ядра? - Почему? - Чем меньше радиус атома и больше валентных электронов, тем способность отдавать-принимать электроны больше или меньше? Слайд 8. Делаем вывод о металлических и неметаллических свойства. Как они изменяются в периоде. На доске над стрелкой предлагается написать слова: увеличиваются, уменьшаются. Слайд 9. Таким образом, атомы одних элементов отдают электроны, атомы других – принимают. Образуются химические соединения. Находим определение химического соединения в тексте учебника на стр. 154. - Отчего зависит реакционная способность к образованию химических связей с другими атомами, к образованию химических соединений? Слайд 10. Химические свойства элементов (а уж тем более их соединений!) напрямую зависят от строения атома. | Работа с текстом. Расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Учащиеся делают задания в тетрадях.
1. Уменьшается радиус. 2. Увеличивается число электронов на внешнем слое. - Способность отдавать ē уменьшается, а способность принимать увеличивается.
Учащийся пишет на доске, а остальные в тетрадях.
- От валентных электронов. |
Выполнение упражнений. | Слайд 11. Групповая работа: По плану укажите 1. Высшую валентность по кислороду 2. Высший оксид, характер его свойств 3. Гидроксид, характер его свойств 4. Летучие водородные соединения | |
| - Что означают эти понятия? Слайд 12, 13. ПЕРИОДИ́ЧНОСТЬ, периодичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к периодичный; повторяемость (какого-нибудь) явления через определенные промежутки времени. Толковый словарь Ушакова МОНОТОННЫЙ прил. Однотонный, однозвучный (об интонации, голосе и т.п.). перен. Однообразный по форме, расцветке, краскам. перен. Лишенный перемен, разнообразия; однообразный, скучный. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. СКАЧКООБРАЗНЫЙ скачкообразно (книжн.). Идущий скачками, неравномерный, совершающийся без плавных переходов от одного к другому. :Качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. (по толковому словарю Ушакова) В выданных вам картах попробуем вставить в логической последовательности данные понятия. Текст. Закономерности изменения свойств элементов с увеличением порядкового номера. Слайд 14. 1. Важнейшие количественные характеристики элемента возрастают …….. . 2. Структуры внешнего электронного слоя изменяются ……. . 3. ……… повторяются формы и свойства оксидов и гидроксидов элементов. 4. ……… повышается валентность элементов по кислороду и уменьшается по водороду. - Как же изменяются свойства химических элементов от периода к периоду? Задания. Слайд 14, 15, 16. 1. У какого из элементов неметаллические свойства выражены сильнее: А) углерода; Б) фтора; В) азота? 2. Расположите приведенные химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: бериллий, бор, литий. 3. Рассказ – загадка на слайде. Предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить тест и оценить работу одноклассника. | - Оказывается, периодически.
Взаимоконтроль. Поменяться тетрадями в паре с соседом. |
Стадия «Рефлексии» | Возврат к таблице «Знаю - Что хочу узнать - Что узнал» - Какой признак сейчас берут в основу, располагая элементы в ПСХЭ. А теперь оцените, в полную силу вы работали и довольны ли вы своим результатом. Если да, нарисуйте улыбающийся смайлик, если не очень довольны он озабочен и если не довольны, то смайлик грустит. | Заполнение колонки «Что узнал» Свойства химических элементов изменяются периодически. В периоде металлические свойства убывают, а неметаллические возрастают. |
Домашнее задание. | § 49. | |