СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодическое изменение свойств элементов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

создать условия для формирования таких понятий, как электронное строение, свойства химических соединений и их периодические изменения;

продолжать формировать умение работать с Периодической системой;

рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента.

Просмотр содержимого документа
«Периодическое изменение свойств элементов.»

Тема урока. Периодическое изменение свойств элементов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • создать условия для формирования таких понятий, как электронное строение, свойства химических соединений и их периодические изменения;

  • продолжать формировать умение работать с Периодической системой;

  • рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента;


Карта дидактических целей урока.

Задачи урока

Для учителя

Для ученика

1. Образовательная

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме

1.Знать смысл понятий порядковый номер (заряд ядра), химическое соедине-ние, периодичность.

2. Уметь работать с периодической системой, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.

2. Развивающая

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.

Развитие пространственного воображения и коммуникатив-ных навыков через групповую работу.

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность.

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.


Планируемые результаты:


Предметные давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.





Метапредметные


Коммуникативные УУД - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.


Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Средства обучения:

  • Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. М. Вентана-Граф, 2010г.

  • Презентация в MS Power Point.

  • Таблица «Строение атома», ПСХЭ Д.И. Менделеева.

  • Справочные таблицы.

Оборудование: компьютер, проектор.

































Этапы урока

Деятельность учителя на данном этапе

Деятельность учащихся

Организационный.

Приветствие учеников.

- Здравствуйте, ребята! Мир веществ очень многообразен. Посмотрите на вещества, которые стоят на столе. Скажите, как подразделяются все вещества на земле?

Из чего они состоят?

Дети разглядывают вещества.

- Простые и сложные.





- Из атомов химических элементов

Стадия «Вызов»






Мотивация на формулировку темы занятия самими учащимися.

- Какие основные количественные характеристики атомов, вы знаете?

- Ребята, вы можете определить заряд ядра? Количество р,n,e? Число энергетических уровней и число электронов на внешнем слое?
Предлагаю двум учащимся сделать данное задание для натрия и хлора.

А вы можете объяснить как качественные характеристики (электронное строение) влияют на свойства химических элементов и их соединений? Как они изменяются в периодической системе?

На слайде 1 таблица «Знаю –Хочу узнать –Что узнал».

- Познакомьтесь с таблицей на слайде.

- В колонку «Знаю» все характеристики связанные с понятием «атом».

(учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают характеристики, учитель записывает)


В колонку «Хочу узнать» учащиеся вносят то, что вызвало затруднение.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Что должны выяснить?

- А как вы думаете, они изменяются в периоде, группе?

Слайд 2: тема урока.

Запишите тему в тетрадь.



- Заряд ядра, относительная атомная масса.





Выполняют задание на доске.






Затрудняются ответить.

Смотрят на таблицу

Заполнение колонки «Знаю» таблицы с опорой на вопросы.



Учащиеся знают:

мельчайшая частица, «неделимый», ядро, электрон, протон, нейтрон, заряд ядра, энергетический уровень, орбиталь.

Заполнение колонки «Хочу узнать»

(индивидуальная работа)


- Свойства химических элементов.


- Да меняются.


Записывают тему в тетрадь.


Совместная формулировка проблемы и темы занятия

Стадия «Осмысление»


Исходя из таблицы «Хочу узнать» попробуем определить цели

Определение цели урока

Какова цель нашего урока?

Ожидаемые ответы:

  1. Как изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?

2. Почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?



На доске строение атомов двух химических элементов: хлора и натрия. Чем строение атомов отличается друг от друга?

- К каким классам относятся простые вещества натрий и хлор?

Найдите в тексте учебника на стр. 154 ответ на вопрос: сколько электронов на внешнем слое у металлических и неметаллических элементов?

- Как называются электроны внешнего энергетического слоя?

- У элементов побочных подгрупп какие электроны являются валентными?

Мы с вами говорили, что атом может терять или приобретать электроны.

Посмотрите на слайд (7). Вставьте недостающие понятия, используя текст учебника на стр. 154. Слайд 4

_____- это субмикроскопическая вселенная. Центр её - атомное _____, а периферия - _______. Электроны в атоме совершают определённые ______ и находятся в строгом взаимодействии между собой, образуя внешнюю оболочку атома. Ядро в целом несёт _______заряд, а электроны -_______.Электроны внешнего, а иногда и предвнешнего энергетического уровня называются, _______. Если атом теряет их, он становиться ______заряженным ионом - ______. Если атом приобретает их, он становиться ______заряженным ионом - ______.

- Что зависит от валентных электронов?






- Подумайте, какому атому легче отдать электрон? Натрию или хлору? Почему?

- Подумайте, какому атому легче принять электрон? Натрию или хлору? Почему?

Ожидаемые ответы:

- Числом электронов на внешнем слое. У натрия один электрон, а у хлора семь.

- Натрий – металл, а хлор - неметалл



- У металлических 1-2, у неметаллических 4 и более.


- Валентные.

- Электроны не только внешнего, но и предвнешнего слоя.








Читают учебник.

Вставляют пропущенные слова.

Записывают их в тетрадь.

По цепочке учащиеся читают текст, помогая тем учащимся, которые не справились.







- От валентных электронов зависит способность к отдаче или присоединению электронов, а значит способность к образованию химических связей с другими атомами.

- Натрию, т.к. он один

- Хлору, т.к. до завершения не хватает одного электрона.


Слайд 6 Попробуем восстановить деформированный текст

Любой период начинается химическим элементом неметаллом, а заканчивается

металлом. У металла большое число электронов на внешнем слое, поэтому им легче их принимать, чем отдавать, у неметаллов наоборот.


Используя периодическую систему, укажите заряд ядра, число электронов на внешнем энергетическом уровне

На доске учащийся записывает недостающие элементы в строений атомов III периода.

Слайд 7

- Какие изменения можно наблюдать в периоде с увеличением заряда ядра?

- Почему?

- Чем меньше радиус атома и больше валентных электронов, тем способность отдавать-принимать электроны больше или меньше? Слайд 8.

Делаем вывод о металлических и неметаллических свойства. Как они изменяются в периоде.

На доске над стрелкой предлагается написать слова: увеличиваются, уменьшаются. Слайд 9.

Таким образом, атомы одних элементов отдают электроны, атомы других – принимают. Образуются химические соединения. Находим определение химического соединения в тексте учебника на стр. 154.

- Отчего зависит реакционная способность к образованию химических связей с другими атомами, к образованию химических соединений?

Слайд 10.

Химические свойства элементов (а уж тем более их соединений!) напрямую зависят от строения атома.

Работа с текстом. Расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.







Учащиеся делают задания в тетрадях.



1. Уменьшается радиус.

2. Увеличивается число электронов на внешнем слое.

- Способность отдавать ē уменьшается, а способность принимать увеличивается.





Учащийся пишет на доске, а остальные в тетрадях.











- От валентных электронов.

Выполнение упражнений.


Слайд 11. Групповая работа:

По плану укажите

1. Высшую валентность по кислороду

2. Высший оксид, характер его свойств

3. Гидроксид, характер его свойств

4. Летучие водородные соединения




- Что означают эти понятия? Слайд 12, 13.

ПЕРИОДИ́ЧНОСТЬ, периодичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к периодичный; повторяемость (какого-нибудь) явления через определенные промежутки времени.

Толковый словарь Ушакова

МОНОТОННЫЙ прил. Однотонный, однозвучный (об интонации, голосе и т.п.). перен. Однообразный по форме, расцветке, краскам.

перен. Лишенный перемен, разнообразия; однообразный, скучный. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

СКАЧКООБРАЗНЫЙ
скачкообразно (книжн.). Идущий скачками, неравномерный, совершающийся без плавных переходов от одного к другому. :Качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

(по толковому словарю Ушакова)

В выданных вам картах попробуем вставить в логической последовательности данные понятия.

Текст. Закономерности изменения свойств элементов с увеличением порядкового номера. Слайд 14.
1. Важнейшие количественные характеристики элемента возрастают …….. .
2. Структуры внешнего электронного слоя изменяются ……. .
3. ……… повторяются формы и свойства оксидов и гидроксидов элементов.
4. ……… повышается валентность элементов по кислороду и уменьшается по водороду.

- Как же изменяются свойства химических элементов от периода к периоду?


Задания. Слайд 14, 15, 16.

1. У какого из элементов неметаллические свойства выражены сильнее:

А) углерода; Б) фтора; В) азота?

2. Расположите приведенные химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: бериллий, бор, литий.

3. Рассказ – загадка на слайде.

Предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить тест и оценить работу одноклассника.













































- Оказывается, периодически.




Взаимоконтроль.

Поменяться тетрадями в паре с соседом.

Стадия «Рефлексии»

Возврат к таблице «Знаю - Что хочу узнать - Что узнал»

- Какой признак сейчас берут в основу, располагая элементы в ПСХЭ.

А теперь оцените, в полную силу вы работали и довольны ли вы своим результатом. Если да, нарисуйте улыбающийся смайлик, если не очень довольны он озабочен и если не довольны, то смайлик грустит.

Заполнение колонки «Что узнал»

Свойства химических элементов изменяются периодически. В периоде металлические свойства убывают, а неметаллические возрастают.


Домашнее задание.

§ 49.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!