СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодизация в истории и культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен как ученикам так и учителям в деле систематизации знаний по истории культуры и науки

Просмотр содержимого документа
«Периодизация в истории и культуры»

Периодизация в истории науки и культуры

        По соображениям дидактики требуется более подробное обоснование некоторой обобщенной и в то же время специфической "научно-культурной" периодизации (хотя может быть использована укрупненная общеисторическая периодизация). 
       Основной момент рассуждений - возникновение науки (классического естествознания). В зависимости от того, как исследователями понимается основное содержание науки, так соответственно и принимается время ее возникновения.

       Если под наукой понимать деятельность по получению и обработке знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке, т.е. около 2 млн лет назад, если науку воспринимаем как форму общественного сознания, как появление доказательного вида знания, то время ее возникновения - Древняя Греция, V в. до н.э.; наука как социальный институт - Новое время XVI-XVII вв.,   когда появились работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютона, когда возникло Лондонское королевское общество, Парижская академия наук; наука как система ретрансляции знаний, как система подготовки кадров, как интеграция исследовательской деятельности и образования - середина XIX в., это связано с деятельностью немецких естествоиспытателей В.Гумбольта, Ю.Либиха и др.; и наконец если считать науку непосредственной производительной силой общества, то время возникновения - вторая половина XX в.

        Основные критерии выделения науки:

  • экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом);

  • теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой);

  • наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка).

     Можно выделить два крупных периода - это предыистория науки и собственно история.

      В предыстории можно выделить этапы: архаико-мифологический; доксографический; ранней формы научности; ритуально-рецептурный.

      В исторический период входят: классическая наука (XVII - XIX вв); неклассическая наука (конец XIX - середина ХХ в); постнеклассическая наука (с середины ХХ в.). В особый этап может быть выделено время современных концепций развития науки - с 60-х годов ХХ в. В таком описании речь идет о естествознании и технике, однако выделяемые этапы неплохо коррелируются с основными этапами развития гуманитарного знания.

      Приводимая ниже таблица -  это приблизительная схема основных периодов в истории развития науки и культуры, рассматриваемых в данном курсе.  Периодизация - достаточно условный, но важный профессиональный прием структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности, наибольшую трудность представляют выбор и обоснование критерия периодизации. Увы, такого критерия для общей истории науки и культуры нет. (Правда, если мы возьмем в качестве исследовательской проблемы соотношение (взаимоотношение) науки и культуры в их историческом развитии, то критерий найти нетрудно, но, как очевидно, это "другая история".)
        Существует немало периодизаций развития физики, химии, биологии, астрономии, авиации, космонавтики и т.д., развития паровозов, велосипедов и всего того, что создано руками и умом человека. Очевидно, что все эти периодизации разные, не совпадающие друг с другом. Это нормальная ситуация. Если по каким-то причинам возникает необходимость преодолеть эту ситуацию, то нередко прибегают к синхронистическим хронологическим таблицам, где проблема периодизации становится не существенной, однако при этом пропадают представление о целостности отдельных периодов.
         В данном курсе, поскольку предметом рассмотрения является мировое развитие науки и культуры, представляется допустимым и оправданным использование самой общей исторической периодизации.
ДОЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ      от 40 тыс. лет до н.э  -  до 4 тыс. лет до н.э.
Палеолит                                                             40 тыс. лет до н. э. - 12 тыс. лет до н.э.
Мезолит                                                               12 тыс. лет до н.э.  -  7 тыс. лет до н.э.
Неолит                                                                  7 тыс. лет до н.э. -   4 тыс. лет до н.э.
ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ         4 тыс. лет до н.э. -   V век н.э.
Энеолит                                                                3 тыс. лет до н.э. -  2 тыс. лет до н.э.
Бронзовый век                                                     2 тыс. лет до н.э. -  1 тыс. лет до н.э.
Железный век                                                      С сер.1 тыс. лет до н.э.
Древняя Месопотамия                                        4 тыс. лет до н.э. -      рубеж нашей эры
Древний Египет                                                  4-3 тыс. лет до н.э. -   рубеж нашей эры
Древняя Индия                                                    3 тыс. лет до н.э. -      рубеж нашей эры
Древний Китай                                                   2 тыс. лет до н.э. -     рубеж нашей эры
Древняя Месоамерика                                         XV-XVII век н.э.
Эпоха критской культуры                                   2 тыс. лет до н.э. - 1200 г. до н.э.
Эпоха минойской культуры                               XVI-XV вв. до н.э.
Эпоха микенской культуры                                XVII-XI вв. до н.э.
расцвет    XV-XIII вв. до н.э.
Этрусская эпоха                                                   I тыс. лет.до н.э. - V в. до н.э.
ЭПОХА АНТИЧНОСТИ
Древняя Греция                 
Гомеровский период                                          IX-VIII вв. до н.э.
Архаический период                                          V-IV вв. до н.э.
Классический период                                        V-IV вв. до н.э.
Эпоха эллинизма                                                IV-I вв. до н.э.
Древний Рим    
Царский период                                                  VIII-VII вв. до н.э.
Раннереспубликанский период                         VI-III вв. до н.э.
Позднереспубликанский период                       III-I вв. до н.э.
Период империи                                                 с 31 г. до н.э. -  V в. н.э. 
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ                                           V - XVII вв.
Раннее средневековье                                         VI - IX вв.
Средний период                                                  X - XI вв. 
Классическое средневековье                              XII - XV вв. 
ВОЗРОЖДЕНИЕ                                                XIV - XVI вв.
Раннее                                                                   XIV - XV вв.
Высокое                                                                 XV - XVI вв.
Позднее                                                                  40-е годы XVI в.- первые годы XVII в.
СЛАВЯНСКАЯ  ДРЕВНОСТЬ     
                    V - IX вв.
КИЕВСКАЯ РУСЬ                                              IX - XII вв.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ                                XVII в.
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ                                       XVIII в.
ВЕК ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ     XIXв.
СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ 
НАУКИ                                                                  Вторая половина  XIX в. -10-20 -е годы XX в.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА                          Первая половина XX в.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 
              50-60 -е годы XX в.-  начало XXI в.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!