СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве»

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости

Проверка домашнего задания Построить прямоугольный треугольник и прямую параллельную гипотенузе, не лежащую в плоскости треугольника. Описать чертеж.   Построить квадрат и прямую, пересекающую его в точке пересечения диагоналей. Описать чертеж.  Построить два ромба, параллельных друг другу.   Построить равнобедренный треугольник, провести медиану, биссектрису и высоту к основанию треугольника. Описать чертеж.   Построить равнобокую трапецию и плоскость, пересекающую трапецию по средней линии.   Построить квадрат, вписанную в него окружность и провести прямую вне плоскости квадрата параллельно диаметру вписанной окружности.

Проверка домашнего задания

  • Построить прямоугольный треугольник и прямую параллельную гипотенузе, не лежащую в плоскости треугольника. Описать чертеж.
  •   Построить квадрат и прямую, пересекающую его в точке пересечения диагоналей. Описать чертеж.
  • Построить два ромба, параллельных друг другу.
  •   Построить равнобедренный треугольник, провести медиану, биссектрису и высоту к основанию треугольника. Описать чертеж.
  •   Построить равнобокую трапецию и плоскость, пересекающую трапецию по средней линии.
  •   Построить квадрат, вписанную в него окружность и провести прямую вне плоскости квадрата параллельно диаметру вписанной окружности.
Внимание!!! Тест по теме «Параллельность в пространстве»

Внимание!!!

  • Тест по теме «Параллельность в пространстве»
Перпендикулярные прямые в пространстве Определение: Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90 о с а b α а  b c  b

Перпендикулярные прямые в пространстве

Определение: Две прямые называются перпендикулярными,

если угол между ними равен 90 о

с

а

b

α

а b

c b

Признак перпендикулярности прямых Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум перпендикулярным прямым, то они тоже перпендикулярны.  

Признак перпендикулярности прямых

  • Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум перпендикулярным прямым, то они тоже перпендикулярны.
  •  
О ком идет речь? Это – древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель политический, религиозный деятель.

О ком идет речь?

  • Это – древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель политический, религиозный деятель.
Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище - Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н.э.
  • Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище - Самосский),
  • где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н.э.
Согласно древним источникам, с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.
  • Согласно древним источникам, с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота.
  • Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.
Основал свою школу Знак его школы Где основой было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний

Основал свою школу

  • Знак его школы
  • Где основой было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний
Со своими учениками Гимн восходящему Солнцу Картина Бронникова Ф.А .

Со своими учениками

Гимн

восходящему

Солнцу

Картина Бронникова Ф.А .

Дерево его имени

Дерево его имени

гипотенуза с а с² = а² + в²  в катеты

гипотенуза

с

а

с² = а² + в²

в

катеты

Теорема Пифагора c 2 =а 2 +b 2 Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов С b а

Теорема Пифагора

  • c 2 2 +b 2
  • Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

С

b

а

Cоотношение углов и сторон При решении стереометрических задач часто используются тригонометрические функции. Запишем все четыре тригонометрические функции для угла А треугольника АВС. sin A=a/c  cos A=b/c  tg A =a/b  ctg A=b/a А С b а

Cоотношение углов и сторон

  • При решении стереометрических задач часто используются тригонометрические функции.
  • Запишем все четыре тригонометрические функции для угла А треугольника АВС.

sin A=a/c

cos A=b/c

tg A =a/b

ctg A=b/a

А

С

b

а

Задача 1. Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3см, ВС=7см, АД=1,5см.   

Задача 1. Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3см, ВС=7см, АД=1,5см.  

1) Сколько можно провести прямых, через данную точку перпендикулярно данной прямой на плоскости? 2) Сколько можно провести прямых, через данную точку перпендикулярно данной прямой в пространстве?
  • 1) Сколько можно провести прямых, через данную точку перпендикулярно данной прямой на плоскости?
  • 2) Сколько можно провести прямых, через данную точку перпендикулярно данной прямой в пространстве?
Определение:  Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости а α а   α

Определение: Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости

а

α

аα

Признак:   Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна данной плоскости а α а   α

Признак: Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна данной плоскости

а

α

аα

Свойства 1. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости . a а ||  а 1 ; a  α а 1 а 1    α α

Свойства

1. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости .

a

а || а 1 ; aα

а 1

а 1α

α

2. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны. β с а   α; b   α α а || b b a

2. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.

β

с

аα; bα

α

а || b

b

a

Задачи№2 Дано: АС, В D Ʇα, АС=3м, В D =2м, С D =2,4м Найти: АВ Решение: Проведем ВКꞱАС А ? Через точки А и В проведены прямые, перпендикулярные плоскости α, пересекающие ее в точках С и D соответственно. Найдите расстояние между точками А и В, если АС=3 м, BD = 2 м, CD = 2,4 м и отрезок АВ не пересекает плоскость α. В К 3 2 ΔАКВ –прямоугольный АК =АС-В D =3-2=1 ВК=С D=2 ,4 D 2,4 С α По теореме Пифагора АВ 2 =2,4 2 +1 2 =5,76+1=6,76 АВ=√6,76=2,6 Ответ: 2,6 м.

Задачи№2

  • Дано: АС, В D Ʇα, АС=3м, В D =2м, С D =2,4м
  • Найти: АВ
  • Решение:
  • Проведем ВКꞱАС

А

?

  • Через точки А и В проведены прямые, перпендикулярные плоскости α, пересекающие ее в точках С и D соответственно.
  • Найдите расстояние между точками А и В, если АС=3 м, BD = 2 м, CD = 2,4 м и отрезок АВ не пересекает плоскость α.

В

К

3

2

  • ΔАКВ –прямоугольный
  • АК =АС-В D =3-2=1
  • ВК=С D=2 ,4

D

2,4

С

α

  • По теореме Пифагора
  • АВ 2 =2,4 2 +1 2 =5,76+1=6,76
  • АВ=√6,76=2,6
  • Ответ: 2,6 м.
Рефлексия 1) Сколько можно провести прямых, через данную точку перпендикулярно данной плоскости? 2) Сколько можно провести прямых, через данную прямую перпендикулярно данной плоскости?

Рефлексия

  • 1) Сколько можно провести прямых, через данную точку перпендикулярно данной плоскости?
  • 2) Сколько можно провести прямых, через данную прямую перпендикулярно данной плоскости?
Задания на повторение

Задания на повторение

Домашнее задание 1) Учить конспект 2) Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если ВД=9см, ВС=16см, АД=5см 3) Телефонная проволока длиной 15м протянута от телефонного столба, где она прикреплена на высоте 8м от поверхности земли, к дому, где ее прикрепили на высоте 20м. Найдите расстояние между домом и столбом, предполагая, что проволока не провисает. Знать мою теорему!!!

Домашнее задание

  • 1) Учить конспект
  • 2) Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если ВД=9см, ВС=16см, АД=5см
  • 3) Телефонная проволока длиной 15м протянута от телефонного столба, где она прикреплена на высоте 8м от поверхности земли, к дому, где ее прикрепили на высоте 20м. Найдите расстояние между домом и столбом, предполагая, что проволока не провисает.

Знать мою теорему!!!